«Девятка». Пять секунд до сотни
И двадцать пять секунд до двухсот километров в час
Мы уже рассказывали в прошлогоднем октябрьском номере о «восьмерке», двигатель которой удалось оснастить системой турбонаддува и в результате добиться от автомобиля потрясающих динамических показателей — семь секунд до сотни. Сегодня есть предлог вернуться к разговору об оснащении ВАЗовских двигателей системой турбонаддува. Мастера «Автостудии Классик» на базе двигателя ВАЗ-2111 собрали мотор мощностью 170 лошадиных сил. Более подробно мы попросили рассказать Владимира Чемрова — разработчика конструкции этого двигателя.
Все предыдущие машины, которые мы оснащали турбонаддувом, не обладали такой динамикой, как последняя наша разработка. И прежде всего потому, что мы старались найти компромисс между разгонными характеристиками, экономичностью, ресурсом двигателя и, что немаловажно, безопасностью управления этим автомобилем. Ведь подвеска и рулевое управление должно сочетаться с очень мощным мотором. Поэтому зачастую, отдавая владельцу автомобиль с установленным на него турбодвигателем, мы намеренно снижали его мощность. И подгоняли ее под управляемость и тормозные качества машины. «Девятка», которую пригнали на нашу станцию для увеличения мощности двигателя, к тому времени была уже серьезно доработана. Подвеска — практически раллийная, стабилизатор поперечной устойчивости, треугольные рычаги, увеличивающие ее жесткость, короткие пружины и газовые стойки Protec. Кроме того, все четыре колеса оборудованы вентилируемыми дисковыми тормозами диаметром 14ўў. Одно это показывало, что хозяин не новичок в автоспорте, поскольку только неопытные сначала форсируют двигатель и лишь потом начинают дорабатывать подвеску.
Рабочий
объем двигателя «девятки» мы увеличили за счет изменения хода поршня, отказавшись
от расточки. Новую головку блока пришлось дорабатывать, вернее, устранять
заводские дефекты. Увы, но качество литья оставляет желать лучшего, например,
впускной коллектор перекрывал примерно 30 процентов отверстия. Турбосистема
«девятки» состоит из двух элементов — самой турбины и интрекулера, который
охлаждает подаваемый воздух. Сборка двигателя заняла не больше недели, а его
отладка — около двух. Несмотря на то, что это не первый турбированный двигатель,
который мы собрали, написанные ранее программы управления впрыском для него
не подходили. В итоге, методом проб и ошибок, мы смогли подобрать программу
с подходящими режимами.
Давление турбонаддува двигателя «девятки» ограничили 1 атм. Это, конечно, достаточно высокое давление (на турбированных нами ранее двигателям мы старались, чтобы давление не превышало 0,5 — 0,7 атм.), но поскольку степень сжатия у двигателя достаточно низкая, маловероятно, что он быстро выйдет из строя.
С помощью диагностического прибора «Аскан» мастера измерили ряд характеристик машины. В частности, по его показаниям разгон до сотни у «девятки» занимает всего 5,6 секунды. Мы прекрасно понимаем, что большинство специалистов к цифре, которую выдает обычный мотор-тестер, отнесется скептически. Но вот с данными точного мощностного стенда особо не поспоришь. Он показывает следующее: мощность двигателя — 171 л.с. при 5700 об/мин.