Надоедливая реклама шампуней как гвоздь вбила в наши головы слоган — «два в одном флаконе». Специалисты НПО «Симметрон» не кричат на весь мир, хотя во «флаконе» разработанного ими цифрового зажигания «Октан-4» содержится восемь различных систем. Объединить их в небольшом блоке удалось благодаря использованию мощного процессора американской фирмы Intel.
Общеизвестно, что при слишком позднем зажигании снижается мощность, ухудшается приемистость, возрастает расход топлива, перегревается мотор. При чересчур раннем мощность тоже падает, возникает детонация, возможно прогорание поршней. Изначально выставить правильно зажигание нетрудно. Но надолго ли? Момент зажигания должен соответствовать октановому числу горючего, а на наших заправках можно залить в бак бензин, марка которого отнюдь не соответствует надписям АИ-92 или АИ-95 на раздаточных колонках. По идее надо постоянно корректировать угол опережения, но возиться не хочется, вот и ездим, закрывая глаза на потери. Теперь появилась возможность не только корректировать работу двигателя, но и воочию наблюдать за ней с помощью разработанного в НПО «Симметрон» цифрового зажигания «Октан-4».
Система «Октан-4» в зависимости от модели состоит из цифрового управляющего блока, силового блока или цифрового коммутатора. Она выпускается в четырех модификациях. Для автомобилей с контактной системой зажигания предназначена система «Октан 4Е-02» (цифровой блок) + «Октан 4Е-01» (силовой блок). Подойдет она и для импортных машин, лишь бы катушки зажигания были идентичны параметрам наших катушек Б115 , Б115-В, Б117, Б117-А. Для машин с бесконтактной системой зажигания с датчиком Холла (переднеприводные ВАЗовские модели, «Нива», «Таврия») выпускается цифровой блок «Октан 4Е-03» на базе штатного коммутатора. На тех же моделях можно установить систему «Октан 4Е-035» (цифровой блок) + «Октан 4Е-015» (цифровой коммутатор, устанавливаемый вместо штатного аналогового). Для автомобилей, оборудованных электронной системой зажигания с индукционным датчиком (ГАЗ 2410-31029, «Газель», «УАЗ»), создан цифровой блок «Октан 4Е-04».
Цифровой двухрежимный октан-корректор устанавливает оптимальный угол опережения как в обычном режиме, так и в режиме запуска двигателя. Диапазон регулировок — до 15 градусов поворота коленчатого вала. Это избавляет от необходимсти крутить трамблер в поисках верного угла опережения, что значительно облегчает регулировку, повышает КПД двигателя, экономит топливо, снижает содержание CH в выхлопных газах.
Программируемый с места водителя экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ), заменяющий штатный блок управления электроклапаном карбюратора, позволяет выбирать для каждого конкретного двигателя оптимальный режим в широком диапазоне. В результате больше топлива экономится в режиме торможения двигателем.
Благодаря аварийному генератору импульсов прерывателя автомобиль сможет добраться до места ремонта своим ходом, даже если в пути захандрят контакты прерывателя, датчик Холла или индукционный датчик. Правда, момент зажигания и оптимальное положение коленвала в таком режиме не синхронизированы, и поэтому запуск двигателя осложнен. Так что пользоваться им можно только в исключительных ситуациях.