Самая полная информация по этой теме на: www.tzr.ru
НОВОСТИ
АВТОМОБИЛИ
АКСЕССУАРЫ
СИГНАЛИЗАЦИИ
БЛОКИРАТОРЫ
МУЗЫКА
АВТОСЕРВИС
НАШИ ТЕСТЫ
СПОРТ
ТЮНИНГ
О ЖУРНАЛЕ
ЮМОР
НАША ТОЧКА ЗРЕНИЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ
АРХИВ НОМЕРОВ
Электроника для дома
Обои на рабочий стол
Дождь начинается с первой капли
Если перечислить все титулы Виктора Козанкова, список получится длинный: автогонщик с тридцатилетним стажем, мастер спорта международного класса, многократный чемпион СССР и России по кольцевым гонкам, двукратный победитель Кубка Дружбы — неофициального чемпионата Европы. Есть в этом перечне и достижение, достойное Книги рекордов Гиннеса: за свою спортивную карьеру Козанков освоил три десятка гоночных трасс — таким результатом, пожалуй, не сможет похвастаться ни один гонщик. Сегодня известный спортсмен — гость «Точки зрения».
Виктор Александрович, давайте с трасс и начнём нашу беседу. От идеи построить в Нагатино автодром для «Формулы-1» Лужков, похоже, окончательно отказался. А основным аргументом в пользу её строительства было полное отсутствие кольцевых трасс в нашей стране. Это так?
Не совсем. Кольцевые гонки проводятся либо на стационарных, специально созданных для них трассах, либо на полустационарных, когда в трассу включен участок дороги общего назначения. Было бы хорошее покрытие и достаточное количество поворотов, вынуждающих подтормаживать и не позволяющих выжать из машины максимальную скорость. Это делается главным образом ради безопасности, а отчасти и для того, чтобы усложнить маршрут, сделать гонку более зрелищной. Стационарных в России две — в Петербурге и подмосковном поселке Мячково. Полустационарные есть в ряде крупных городов, в частности, в Тольятти — там, кстати, планируют построить специальный автодром.
Но для «Формулы-1» они не годятся?
Вот далась всем «Формула-1». Конечно, это популярная гонка, и если верить нашему телевидению, можно подумать, что ею исчерпывается весь автоспорт. Это далеко не так. Во многих странах очень популярна «Формула-3» — кольцевые гонки на болидах с мотором объемом два литра и мощностью 210 «лошадей». Такая машина разгоняется до сотни за три секунды — в сущности, это слегка уменьшенная копия болида для «Фор-
мулы-1». Именно в этих гонках оттачивали мастерство и начинали свою «формульную» карьеру такие известные гонщики, как Мики Хаккинен, Ален Прост и другие.
В СССР была очень популярна «Формула-1600». Она и сейчас, после распада державы и общей деградации спорта вообще и автоспорта в частности, остается главным видом гонок в России. В «тысяча шестисотой» участвуют машины с мотором объемом 1600 «кубиков», разгоняющиеся до сотни за 5-7 секунд.
Автогонки — один из наиболее дорогих видов спорта. Например, марафонцу для тренировок достаточно хороших кроссовок. После распада СССР бесплатный спорт приказал долго жить — кто же теперь-то может позволить себе увлечение автогонками? Уж наверяка болиды обходятся дороже кроссовок.
Машина для «Формулы-1600» стоит 12-15 тысяч долларов. Болид для «Формулы-3» обходится в 40-50 тысяч долларов.
Значит, это занятие для богатых? Рядовому гражданину даже со средним уровнем доходов дорога в автоспорт заказана — ведь мало кто может позволить себе тратить такие деньги на развлечение и увлечение. А в СССР плата за возможность заниматься любым спортом была чисто символической, равной стоимости пачки сигарет.
Да, спортивные секции в школах и вузах были фактически бесплатными, кружки и секции в Домах пионеров, занятия в ДЮСШах — детских и юношеских спортивных школах — тоже. Я, кстати, свою спортивную жизнь начинал с картинга в московском Дворце юных техников. Увы, сейчас государственной поддержки спорта в том прежнем виде нет. Теперь мы живем по принципу — бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Однако это не означает, что автоспорт — удел лишь состоятельных людей. Понемногу дело начинает налаживаться, в стране есть десятки команд, если угодно, клубов. Ведь команда, в сущности, и есть клуб — это юридическое лицо, самостоятельный хозяйствующий субъект.
Однако вряд ли его хозяйственная деятельность дает команде средства к существованию. Автоспорт у нас не так популярен, как хоккей или футбол, на сборы со зрителей не проживешь.
Безусловно, каждую команду финансируют спонсоры. Для гонщика такая схема дает возможность заниматься любимым делом вне зависимости от уровня личных доходов, а для спонсора инвестиции в команду — отчасти благотворительная деятельность, отчасти инструмент маркетинга и рекламы.
Значит, команда для спонсора — что-то вроде рекламного щита, который стоит на обочине дороги. Не обидно?
Да нет, так принято во всем мире. Это нормальная схема финансирования спорта в рыночной экономике, она действует и в «Формуле-1», и в хоккее, футболе, баскетболе.
Но в нашей-то стране гоночный болид — не самый эффективный рекламоноситель Да, проводятся многоэтапные чемпионаты России, но зрителей на них не так уж много, а телевидение их не освещает. Вывод напрашивается сам собой: все-таки благотворительность — основной мотив в поддержке автоспорта коммерческими структурами. И если десятки команд существуют на средства филантропов, это уже хорошо —значит, у игроков на нашем диком, извращенном рынке меняется менталитет. Вы можете назвать наиболее щедрых спонсоров?
Не стану, чтобы меня или ваш журнал не упрекнули в скрытой рекламе. Скажу лишь, что это крупные компании, работающие в наиболее прибыльных, высокорентабельных сферах — нефтедобыче и нефтехимии, табачной, ликеро-водочной, парфюмерной отраслях. Да, менталитет меняется, причем вопреки правилам игры на российском рынке. За рубежом благотворительность поощряется законодательно, российские же законы её душат. А ведь эти деньги идут, в сущности, на развитие социальных программ. К примеру, среди гонщиков нет людей, употребляющих алкоголь, наркотики — это не мои субъективные наблюдения, это данные Международной федерации автоспорта.
Так что, если разобраться, компании, спонсирующие автоспорт, тратят средства не на какие-то собственные прихоти, эти деньги в конечном итоге работают на оздоровление молодежи. Той самой, которой реклама вбивает в голову — «у нас нет проблемы свободного времени, есть одна проблема — кто пойдет за «Клинским». Увы, есть проблемы — подросткам, юношам некуда пойти и нечем заняться. По моему мнению, инвестиции в любой вид спорта должны быть либо вообще освобождены от налогов, либо облагаться ими по льготной схеме.
Итак, есть команды, есть поддерживающие их спонсоры, есть классные спортсмены, готовые передать свой опыт и знания молодежи, есть хотя и слабая, но все-таки надежда на то, что в стране будут законы, которые стимулируют, а не душат благотворительность. Чего же не хватает?
Прежде всего хороших трасс. В таких странах, как Франция, Италия, их более десятка, даже в Финляндии четыре, а в огромной России — всего две.
Судя по этому ответу, вы не согласны с нашей критикой проекта Нагатинского автодрома.
Не согласен. Плохо, что мы от него отказались. Ведь такие трассы предназначены не только для соревнований, там могут базироваться детские спортивные школы, учебно-тренировочные центры по подготовке гонщиков, школы экстремального вождения — ведь не секрет, что обычные автошколы всего лишь помогают человеку получить права, но водить его они не учат. Словом, автодромы могут и должны работать 24 часа в сутки и при этом приносить прибыль.
Наш журнал критиковал не саму идею построить трассу, а тот помпезный проект, который проталкивали московские власти. Никаких спортшкол и тренировочных центров там не планировалось. Минувшим летом вице-премьер Иосиф Орджоникидзе назвал его окончательную стоимость — создание автодрома с коммерческой инфраструктурой в Нагатинской пойме оценивалось в полтора миллиарда долларов.
Ну, это какая-то несуразная цифра. Позвольте и мне задать вопрос — вы знаете, во сколько обходится прокладка одного километра высококачественной асфальтовой трассы?
Конечно. Усредненная цифра — миллион долларов.
Даже поменьше. А оптимальная длина трассы для кольцевых гонок 2-3,5 километра. Задачка для начальной школы — перемножьте, и получите реальную стоимость полотна. Прибавьте затраты на трибуны, боксы и прочую инфраструктуру — все равно полтора миллиарда никак не получится. Вот конкретный пример — в свое время в Венгрии недалеко от Будапешта построили кольцевую трассу. Начали в апреле, а в сентябре там уже проходили гонки. Строительство обошлось в пять миллионов долларов. И это не какой-нибудь автодром местного значения, на нем проводятся крупные соревнования. И, конечно, он эксплуатируется не только в дни гонок, там созданы все возможности для занятий автоспортом, о которых я уже говорил.
В России нет ни хорошей школы, ни тем более культуры вождения. Нет этики поведения на дороге. В автоспорте всё это есть. Поэтому и автодромы, и спортивные автоклубы, и детские школы готовят не только спортсменов, попутно они готовят водителей, несущих культуру вождения на обычные магистрали, на улицы городов.
Не слишком ли сильно сказано? В России около 30 миллионов водителей, и тысячи, пусть даже десятки тысяч людей, прошедших школу автоспорта, — это капля в море.
Возможно. Но я убежден — это та капля, с которой начинается дождь.
SpyLOG
Турбонаддув. "Девятка" 5 секунд до сотни!
Hosted by uCoz