«Некое существо поднялось на две задние конечности, а потом опять опустилось на четыре... колеса».
Станислав Ежи Лец
Предлагая вниманию читателей размышления о дорожных пробках, автор не претендует
ни на полноту, ни на оригинальность. Достаточно будет и того, что кто-то задумается,
кто-то остережётся, кто-то в конце концов поймет, что он не один на дороге.
Объезжая груды лифчиков
Из-за чего возникают пробки? По разным причинам. Например, в январе нынешнего года в американском штате Огайо причиной гигантских пробок стали сотни бюстгальтеров, разбросанных на дорогах. Машинам, двигающимся по магистрали №270, пришлось объезжать груды лифчиков. Многие останавливались, чтобы сфотографировать необычную выставку нижнего белья. По самым скромным подсчетам для создания таких завалов на дорогу необходимо было высыпать как минимум два трейлера нижнего женского белья. Ну, в таких заторах хоть повеселиться можно. Обычно же причины пробок куда прозаичнее. Когда в Огайо дорожные службы убирали завалы из бюстгальтеров, а полиция искала шутников, в других штатах дорожное движение парализовали снегопады. И тут уж было не до шуток.
В августе во Франции национальный центр дорожной информации зафиксировал рекорд сомнительного свойства — 3 августа суммарная длина пробок на дорогах страны превысила 800 километров. Прошлогоднее «достижение» в 661 км было превышено аж на 20%. А ведь всего месяцем раньше длина пробок на трассах была на порядок меньше — всего 46 километров. «Виновников» гигантских заторов и искать не надо было — на юг страны устремился основной поток отдыхающих.
Причины городских пробок тоже бывают разными. В апреле было полностью парализовано движение на улицах чилийской столицы Сантьяго. Оказалось, воры стащили 17 компьютеров, которые контролировали автоматическое переключение светофоров. Чем это чревато для пятимиллионного города, объяснять не надо. На восстановление системы ушло несколько дней.
Московские гаишники воров не боятся, у них другая проблема. Сегодня система «Старт» с помощью 267 видеокамер контролирует транспортные артерии только в пределах Садового кольца. Дальнейшее её развитие может остановиться по банальной причине — из-за отсутствия финансирования. Но если даже деньги и найдутся, они не прибавят оптимизма начальнику Управления транспорта и связи правительства Москвы А. Беляеву. Уж он-то знает, что в недоброй памяти «ельцинское десятилетие» дорожно-мостовое строительство в Москве фактически не велось, лишь в последние годы дело сдвинулось с мертвой точки. Сейчас в столице зарегистрированы более 2,5 миллионов транспортных средств, из них 200 тысяч грузовиков. В часы «пик» на улицах города находятся 150 тысяч автомобилей. Когда их число увеличится до 200 тысяч, наступит коллапс. Москва встанет.
Пробки как образ жизни
Если отбросить шутки в сторону и не обвинять во всех своих бедах дорожников, погоду, лихачей или неумёх, придется признать — коренная причина возникновения пробок всего одна. Несоответствие дорожной сети количеству автомобилей. Всё остальное — вторично. И это несоответствие, видимо, устранить уже невозможно, по крайней мере, в ближайшие десятилетия. Можно лишь пытаться как-то смягчить его последствия. До тех пор, пока не изменится менталитет общества потребления, автомобильные пробки будут неотъемлемой частью нашей жизни. Интуитивно это понимают и водители. Проведенные в Великобритании социологические исследования свидетельствуют: 40% водителей недовольны слишком большим количеством машин на дорогах, но тем не менее все (включая недовольных) предпочитают торчать в пробках, а не пользоваться городским транспортом.
В Италии 22 сентября стало последним днём акции под девизом «воскресенье без машин», которую два года назад затеяло министерство защиты окружающей среды. Шесть-семь раз в году жители более ста городов Италии, оставив в выходные машины дома, могли бесплатно пользоваться общественным транспортом. На эту затею было затрачено 15 миллионов евро. Теперь от неё решили отказаться. За два года не удалось ни приохотить автомобилистов к автобусам и метро, ни избавить города от смога. Безнадежно. Психологию человека-потребителя никакими акциями изменить невозможно.
Однако какие-то паллиативные решения позволяют облегчить ситуацию на дорогах. Ю.Лужков, к примеру, предложил бороться с пробками с помощью малолитражек — в марте он заявил, что намерен «пригласить людей к пользованию маленькими автомашинами». Большой психолог. Сейчас все сбагрят за бесценок свои машины и встанут в очередь за микролитражками. Можно было бы и серьезнее прокомментировать подобный рецепт, но лишь в одном случае — если бы сам Юрий Михайлович пересел на служебную «Оку». А это сомнительно.
Побывав с визитом в Лондоне, Лужков сообщил, что московские власти не будут ограничивать въезд в город и брать плату за проезд в центр. Это заявление он сделал в пику мэру Лондона Кену Ливингстону, который намерен ввести с будущего года плату за въезд в столицу Англии. Ливингстона понять можно — ежегодно от токсичных автомобильных выбросов умирает 380 лондонцев. Не говоря уж о том, что из-за пробок средняя скорость движения в Лондоне составляет 16, а в его центре всего 5 км/ч — на лошадях и то ездили быстрее. А вот психологию водителей лондонский мэр понять, увы, не может — как уже сказано, англичане предпочитают упрямо стоять в пробках, а не ездить общественным транспортом.
Кстати, наш мэр свое обещание, как обычно, не сдержал — бросать слова на ветер стало для него правилом. Недавно все тот же А.Беляев заявил: как это ни печально, но въезд в центр Москвы придется ограничивать. Перед грузовиками закроют шлагбаумы либо на МКАД, либо у третьего кольца, либо еще на подступах к Москве. А в ночное время грузовикам пропуска на проезд в центр и даже на въезд в город будут продавать. Это не описка — не выдавать, а продавать. Легковые авто не будут пускать в пределы Бульварного, возможно, даже Садового кольца. Пока не решили. Словом, начальник Управления транспорта и связи столичного правительства фактически дезавуировал популистское заявление своего начальника, а Лужков его не одернул. Промолчал.
За рубежом давно поняли, что кардинального решения пробочной проблемы нет, а паллиативные должны быть несколько серьезнее, нежели доморощенный лужковский «рецепт» пересадить всех на микролитражки. Калифорнийская корпорация U.S. Wireless проектирует систему оперативного сбора информации о ситуации на дорогах путем анализа сигналов сотовых телефонов (естественно, возможность прослушивания разговора при этом исключена). Центральный компьютер определит местоположение звонящего и отвечающего и рассчитает расстояние между ними. Цель — постоянный контроль за изменением скорости движения автомобилей. Разработчики считают, что их методика позволит прогнозировать дорожные пробки за час до возникновения. Информация о потенциальных заторах и альтернативных маршрутах будет поступать на электронные доски объявлений. Впоследствии корпорация U.S. Wireless надеется создать уникальную систему автоматического расчета оптимального маршрута из точки А в точку Б, гибко реагирующую на любое изменение дорожной ситуации.
Над подобной системой работает и шотландская фирма Applied Generics. Их пытаются создать в разных странах, но рассказывать о них сегодня мы не будем — пора от техники перейти к психологии.
Когда бессильны доводы разума
Как понять психологию водителя, мечущегося в потоке, бесконечно перестраивающегося из ряда в ряд, чтобы оказаться на две-три машины впереди? Ведь вся эта опаснейшая для него и других суета даже при скорости потока в 30-40 км/час дает ему выигрыш в 2-3 секунды. В пробке и того меньше. Так чего ради суетиться? Чем объяснить поведение записных любителей выезжать на «встречку» — ведь они наверняка не раз видели тяжелейшие аварии со смертельными исходами при лобовом столкновении. И все-таки лезут.
Понимая, что доводы разума тут бессильны, дорожники сооружают на разделительной полосе металлические барьеры. Не станем и мы сегодня морализировать по поводу человеческой глупости и сетовать на низкую культуру водителей. Это тема отдельного серьезного разговора. Мы просто приведем несколько советов психотерапевта Н.Нарицына — возможно, они кому-то пригодятся.
Скорость движения в пробке обычно неравномерна — то стоишь, то ползешь. Водитель находится в постоянном напряжении, некоторые не могут его долго выдержать, снижают внимание и наезжают на ползущего впереди. Повреждения очень часто пустяковые, но нервотрепка изрядная. Да и пробка становится ещё тяжелее. Очень многие уверены, что бутерброд всегда падает маслом вниз, а соседняя очередь всегда движется быстрее. Они начинают нервничать, пытаются перелезть из ряда в ряд, рискуя зацепить других. Не надо дергаться — жизнь показывает, что обычно такие торопыги не очень-то продвигаются вперед.
Если все-таки нужно срочно перебраться через ряды, делайте это спокойно, не пренебрегайте контактом с товарищами по несчастью. Пока стоите, можно попросить соседа пропустить вас — вряд ли вам откажут в вежливой просьбе. Если нет возможности обменяться словами или жестами — хотя бы заранее включите поворотник, а не кидайтесь опрометью под соседнюю машину, как это делают, увы, многие. Есть мудрая поговорка — торопитесь медленно. Доказано, что при бестолковой суете времени теряется больше.
Если попали в «ползучую» пробку, не расслабляйтесь. Никаких газеток, никаких бутербродов. Не отвлекайтесь на едущих мимо, не ведите серьезных разговоров с пассажирами — лучше рассказывать анекдоты, чтобы не притупилось внимание. Некоторым помогает музыка в салоне, главное — не заслушаться.
Не забывайте, что при высокой плотности машин с работающими двигателями концентрация вредных веществ очень высока. Забудем пока о загрязнении окружающей среды — это проблема глобальная, а мы говорим о локальной. Движки сжигают кислород и насыщают воздух вокруг окисью углерода, которая к тому же ухудшает способность красных кровяных телец усваивать кислород. Последствия такого двойного кислородного голодания в пробке могут быть весьма серьезными — от головокружения до обмороков.
Аварии (а не мелкие эксиденты) чаще происходят не в самой пробке, а при выходе из нее. Поток резко увеличивает скорость, а замедленная реакция, ослабленное внимание, накопившееся раздражение не улучшают контроля за дорогой. Тут-то и случаются серьезные ДТП, порой с трагическим исходом.
И последнее — заранее планируйте свой маршрут с учетом времени суток. Полезно знать, в какие часы какая трасса забита. Иногда лучше дать изрядный крюк, чтобы попытаться миновать возможную пробку. А если едете в часы «пик» или в незнакомое место, выезжайте на полчаса раньше, чем намеревались.
В заключение к советам психолога мы добавим совет юмориста: «Если в пять часов вечера вы попали в шестичасовую пробку, лучшее, что вы можете сделать, — набраться терпения и постараться не попасть в шестичасовые новости». Удачи на дорогах!
Генрих Бизяев, обозреватель «Точки зрения»