В последнее время у автолюбителей становятся популярными так называемые «мигающие»
дополнительные фары со стробоскопическими газоразрядными лампами. Ну, что
делать, есть люди, страдающие манией обвешивать свои авто чем попало — от
игрушек на зеркале заднего вида и иконок на панели до стойки с прожекторами
на крыше машины, на которой дальше городской черты не выезжают. Однако «мигающие»
фары — не просто причуда, тут интерес вполне корыстный. Когда такая машина
идет сзади, невольно хочется уступить дорогу — то ли это ГАИ, то ли ФСБ, а,
может, и вовсе РУБОП. Лучше посторониться.
Еще один писк моды — предлагаемые некоторыми фирмами фары с металлогалогеновыми (в обиходе — ксеноновыми) лампами, которые якобы можно устанавливать на отечественные машины. И тогда фары обычной «девятки» светят не хуже, чем у «мерседеса». Правда, у ксеноновой лампы нет нити накаливания — свет излучает электрическая дуга, возникающая между двумя электродами. А для её розжига нужен еще и специальный пускорегулирующий аппарат. Удовольствие не из дешевых.
Прокомментировать новации российских «самоделкиных» редакция попросила руководителя лаборатории сертификации световых и звуковых автоприборов «НИИАвтоэлектроника» Т.Короневскую.
— Стробоскопические лампы используются только для спецсигналов, — говорит Татьяна Ивановна. — Обычно «мигалки» на машинах спецназначения устанавливают на крыше, но сейчас в рамках Женевского протокола рассматривается возможность устанавливать стробоскопические «мигалки» и впереди — как дополнение к основному «маячку». Объяснение очень простое и резонное — «маячки» на крыше не всегда видны в зеркале заднего вида, и водитель отнюдь не из упрямства порой не пропускает спецмашину. Но, подчеркиваю, разрешение это будет относиться только к спецмашинам.
О ксеноновых фарах отечественного изготовления могу сказать определенно — они не сертифицированы. Производители обращались к нам, но мы им категорически отказали. Интенсивность их светового потока примерно вдвое выше, чем у галогенных ламп — столь интенсивный поток превращает фару в источник сильнейшего ослепления. Поэтому комитет внутреннего транспорта ЕЭК ООН дополнил Правило 48 предписанием о применении автоматической системы регулировки светового пучка фары в вертикальной плоскости. Кроме корректора, подчеркиваю — автоматического, такие фары дожны иметь и омыватель, иначе дождь или грязь будут очень сильно рассеивать свет. Всего этого у самодельных ксеноновых приборов нет. Кроме того, необходимо сертифицировать и их электрическую совместимость с штатной проводкой отечественных автомобилей.
Словом, специалисты не советуют менять заводские световые приборы на фары с металлогалогеновыми лампами. После замены световые параметры несертифицированнных фар не будут соответствовать никаким нормативам, станут источником сильнейшего ослепления на дороге и причиной тяжелых аварий, поскольку в самодельных фарах автоматического корректора нет. Ну, а про стробоскопические «мигалки» и говорить нечего — у вас же не спецмашина. А с незаконными «маячками» не только в столице борются. Например, в Свердловской области инспекторы ГАИ ориентированы на выявление и запрещение эксплуатации автомобилей с подобными «украшениями». Правда, штрафом в размере 0,5 МРОТ (50 рублей) народ не запугаешь. А вот то, что оборудованный «мигалками» или «ксеноновым светом» автомобиль не сможет пройти техосмотр, уже серьезно.