В начале сентября московский мэр встретился с вице-президентом концерна «Рено» Л. Минаром. И тотчас наша пресса захлебнулась от восторга, в газетах появились заголовки типа «Французы и Лужков скоро реанимируют АЗЛК». Есть ли повод для оптимизма?
...Роман «Рено» и «Москвича» начался не вчера, а почти полвека назад, когда КПСС заигрывала с двумя компартиями — французской и итальянской, имевшими сильные позиции в правительствах своих стран. Чем закончился альянс с итальянцами, общеизвестно — «Фиат» построил на Волге завод, а выросший вокруг него город и поныне носит имя тогдашнего лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти. С французами (планировалось, что «Рено» перепрофилирует АЗЛК на выпуск своих машин) дело не сладилось.
Слабая надежда на то, что старая любовь не ржавеет, затеплилась в 1997 году, когда из завозных машинокомплектов начали выпускать «Рено-19» и «Меганы», когда появились «Юрий Долгорукий», «Князь Владимир» и «Святогор» с двигателями «Рено». На радостях Ю.Лужков пообещал пересадить всех чиновников на «москвичи», однако бюрократия цепко держалась за служебные иномарки. Чем это кончилось, тоже известно — в прошлом году завод выпустил всего 500 автомобилей, в нынешнем встал окончательно. И вот очередной эпизод во взаимоотношениях «Рено» и «Москвича» — то, что это всего лишь эпизод, сомневаться не приходится.
Суть проекта проста — совместное предприятие французского концерна и московской мэрии «Автофрамос» займется отверточной сборкой седана «Клио Символ». Пресса радостно информирует, что «Рено» вот-вот начнет производство легковушек в цехах АЗЛК, а в будущем концерн якобы готов организовать в России полноценное производство совершенно нового автомобиля. В различных СМИ уже обсуждают примерную стоимость машины. Рассуждения коллег по перу напоминают старый еврейский анекдот про семью, купившую лотерейный билет и размечтавшуюся, куда и как они поедут на выигранном автомобиле. Папа сядет за руль, мама рядом, а сынуля — на заднем сиденье. «Нет, я поеду на подножке», — капризничало неразумное дитя. Препирательство закончилось тем, что папа в сердцах закричал: «Мойша, сойди с подножки», забыв, что машины-то и в помине нет.
Давайте сойдем с подножки. Давайте вспомним, что на АЗЛК висит еще советский кредит размером в 600 миллионов долларов, обросший процентами и штрафами. Плюс как минимум 150 миллионов долларов задолженности по налогам. Долги обанкротившегося завода приближаются к миллиарду «зеленых», и судебные приставы намерены для их погашения выставить на торги имущество, производственные помещения и арестованные акции АЗЛК.
А теперь внимание: инвестиции «Рено» в новые мощности могут составить... 250-300 тысяч долларов. Смехотворная, несопоставимая с задолженностью завода сумма. Её хватит лишь на аренду производственных площадей и организацию на них простенькой отверточной сборки. Так заводы не спасают. Так организуют пропагандистскую акцию по спасению реноме столичного мэра, который обещал заводу поддержку, но слово своё не сдержал. Теперь есть повод пошуметь, показать, что Юрий Михайлович о заводе помнит.
Ирония ситуации еще и в том, что даже отверточная сборка под вопросом. «Автофрамос» весьма осторожно оценивает её перспективы. До конца нынешнего года СП намерено отладить производство и собрать несколько предсерийных образцов седана «Символ-Клио», который раньше «Рено» поставлял в Россию из своего турецкого филиала. А в серию «Символ» пойдет скорее всего после изменения ставки таможенных пошлин на комплектующие — пока они равны сборам за новые машины, нет смысла выпускать машины в Москве. «Автофрамос» ждет пересмотра пошлин.
Так что о реанимации «Москвича» говорить вообще не приходится. Тем более, что принципиальное решение о судьбе завода может принять лишь собственник, а 59% акций ОАО «Москвич» находятся в собственности у государства. Федеральные власти хранят молчание. И лишь пресс-служба мэрии шумит, стараясь поддержать стремительно падающий авторитет Ю.Лужкова. Однако «пиаровские» акции — не замена делу. И это все понимают. Поговорка: «визга много, шерсти мало» — не вчера родилась.