Все расходы на запуск принудительной «автогражданки» лягут на водителей.
«Точка зрения» не раз выступала с критикой принятого Госдумой закона об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев. С самого начала были очевидны две вещи. Первое. Если «обязаловка» будет страховщикам невыгодной, компенсацию каждому пострадавшему в ДТП придется буквально выбивать. Если же компании пробьют выгодные для себя расценки, обязательная «автогражданка» станет неприемлемой для большинства автомобилистов. Второе. У страховых компаний нет разветвленной структуры. Значит, сначала мы настоимся в очередях за обязательным полисом «автогражданки», а потом, если, не дай бог, что случится, набегаемся к страховщикам, чтобы выбить из них компенсацию.
Страховщики, почти год отчаянно лоббировавшие закон об обязательной «автогражданке» в Госдуме, лишь сейчас спохватились и начали создавать какое-то подобие механизма его реализации. Создан Союз автостраховщиков, который и должен будет собрать на это деньги. Каждая компания положит в «общак» по 25 тысяч долларов (московские — по 50 тысяч). Заметим, что загнать в сей союз удалось чуть больше половины (48 из 80-ти) членов Российской ассоциации страховщиков владельцев автотранспорта (РАСОВТ). И это не случайно: автогражданка — нерентабельный вид бизнеса для страховщиков.
Нетрудно посчитать, что взносы в «общак» составят немногим больше миллиона долларов. А теперь — внимание! Эксперты подсчитали — только для того, чтобы обеспечить компании гербовой бумагой для полисов, нужно потратить 15 миллионов долларов! Где взять недостающие 14 зеленых «лимонов»? А ведь надо еще сформировать аппарат (и платить ему зарплату), разработать нормативную базу, создать информационную систему. Вспоминается афористическая фраза из шуточной песни Владимира Высоцкого: «Где деньги, Зин?»
Ответ на этот вопрос очевиден — в карманах автовладельцев. Принимая закон, депутаты обещали обременить наши кошельки всего на 20 долларов. Замминистра финансов М.Моторин называл ту же цифру, но в другой валюте — 600 рублей в год. Аналитики «Точки зрения» прогнозировали, что стоимость полиса будет варьироваться в пределах 80-100 долларов, хотя страховщики клялись, что полис «обязаловки» будет не дороже полного бака бензина. И лишь после того, как закон был принят, они удосужились прикинуть уровень тарифов. Получились те же 80 долларов в год.
Теперь об этой сумме можно забыть. B начале сентября в Белый дом должны поступить предложения по вопросу об обязательном страховании автогражданской ответственности. Но уже сейчас ясно, что стоимость полиса будет намного больше обещанной думцами, правительственными финансистами и лукавыми страховщиками, поскольку все свои расходы на запуск принудительной «автогражданки» они постараются компенсировать за счет водителей.