Приезжая на зарубежные курорты, многие наши автолюбители спешат взять в прокат автомобиль, чтобы осмотреть местные достопримечательности да и просто полюбоваться ландшафтами, проветриться. Конечно, можно воспользоваться услугами экскурсионных агентств, но их сервис устраивает далеко не всех. Во-первых, экскурсионный маршрут четко спланирован, и многие интересные места могут остаться за кадром. А во-вторых, у гида есть жесткий лимит времени и он не может задержаться на лишние полчаса ради одного человека, которому захотелось подробнее узнать о заинтересовавшем его одного историческом памятнике. Машина, которую можно взять в аренду в любом, даже самом маленьком городке, на первый взгляд, отличный выход из этой ситуации. Однако не многие знают, что дело это весьма рискованное.
Итак, сегодня мы расскажем о некоторых особенностях проката в Турции, которая стала для многих наших соотечественников курортной Меккой.
Услуги по аренде автомобиля обходятся сравнительно недорого. За 25 долларов вы получите на сутки в свое распоряжение «Фиат Уно» или небольшой внедорожник «Сузуки Самурай», за 35-45 долларов вам предложат «Форд Фокус» или «Ниссан Альмера». «Мерседес» или «БМВ» обойдутся в 70-150 долларов, в зависимости от класса. Впрочем, спрос на дорогие машины крайне низок, в основном напрокат берут самые недорогие машины.
Как правило, представители фирм, предоставляющих в аренду автомобили, не знакомят туристов с особенностями дорожного движения страны, а в Турции дорожные знаки могут сильно отличаться от европейских (см. фото). Не обременяют они себя и рассказом об условиях эксплуатации арендованного автомобиля. Для многих компаний достаточно того, что у клиента есть водительское удостоверение международного образца — это позволяет им спокойно выписать доверенность на авто. Увы, российским туристам порой приходится учиться на своих ошибках. Например, многие москвичи по привычке не используют ремень безопасности, а в Турции это считается очень серьезным правонарушением. Штраф не так уж и велик — около 20 долларов, но беседа с полицейским, который владеет только родным языком и не может вам объяснить, что вы нарушили, особого удовольствия не доставит. Совсем другое дело, если вы сели за руль в нетрезвом состоянии. Честно говоря, этим грешат многие туристы, и об этом прекрасно знает дорожная полиция туристических государств. Штраф в Турции — около 400 долларов. Для многих эта сумма превышает ту, которую взяли с собой на расходы. Однако самое страшное — это не штрафы за административные правонарушения, а последствия ДТП.
Ни в коем случае нельзя брать незастрахованный автомобиль — ущерб, причиненный в ДТП, придется оплачивать вам из своего кармана. Безусловно, подавляющее большинство российских автолюбителей представления не имеют, как должны выглядеть иностранные страховые документы, поэтому дадим несколько житейских советов. Первое. Никогда не берите автомобиль в первом попавшемся вам на глаза пункте проката. Даже в маленьком курортном городке таких пунктов как минимум два-три. Найдите пункт, в котором вам смогут все подробно объяснить на том языке, которым вы свободно владеете. Если в отеле, где вы остановились есть русскоязычные администраторы, бармены, официанты — поинтересуйтесь у них, в каком пункте лучше взять машину в аренду. Их советы обычно вполне объективны. В пункте проката проверьте выписанную на выбранную вами машину доверенность — в ней обязательно должно значиться Full Casko (полная страховка). В Турции есть еще один тип страховки, не входящий в полную страховку — «лобовое стекло + колеса». Скажем, если у арендованной вами машины спустило колесо или разбило стекло камнем, выскочившим из под колеса впереди идущей машины, оплачивать ремонт придется вам, даже если машина застрахована полностью. Стоимость такой «дополнительной страховки» напрямую зависит от класса автомобиля. Для дешевенького «Фиата» сумма будет составлять примерно 3-4 доллара, а для современной «БМВ» более 10.