Осторожно, нас окружает среда
«В прошлом номере, рассказывая об этилированном бензине, вы упомянули, что из-за использования тетраэтилсвинца в качестве антидетонационной добавки предельно допустимые концентрации ядовитых соединений превышают норму в десятках городов России. Но ведь свинец — не единственный «цветочек» в дурно пахнущем букете выхлопных газов. Думаю, было бы полезно рассказать и о других: может быть, водители — и любители, и профессионалы — узнав, чем они сами дышат и заставляют дышать других, станут поаккуратнее относиться к техническому состоянию своих машин. Ведь некоторые чадят так, что их и автомобилем назвать стыдно — примус, да и только».
Кирилл Свинтицкий,
Красноярск
Любому автомобилисту надо знать, что не заводы, а именно машины — основные виновники загрязнения воздуха крупных городов. Вклад автотранспорта в этот малопочтенный процесс варируется в пределах от 50 до 90%. Итак, из чего соткан шлейф выхлопных газов.
Содержащийся в выхлопе сернистый газ, соединяясь в воздухе с парами воды, превращается в серную кислоту. Машины — один из главных виновников кислотных дождей. Кислотные аэрозоли раздражают слизистые глаз, носоглотки, а их длительное вдыхание поражает нервную систему. Есть в выхлопе и формальдегид, который тоже плохо действует на глаза и дыхательные пути, но бьет еще и по почкам, по печени. Есть бензпирен — канцерогенное, то-есть, вызывающее рак вещество. Он очень опасен для организма даже при малой концентрации, поскольку плохо выводится и постепенно накапливается в органах и тканях до критических концентраций.
Ни в одной цивилизованной стране, кроме России (если её можно считать таковой) вы не увидите машин, чадящих так, будто они ставят дымовую завесу. Чем разболтаннее, чем хуже отрегулирован двигатель, тем чернее выхлоп, тем больше в нем частиц сажи. Она вредна тем, что на поверхности микрочастиц сажи оседают все те же канцерогенные вещества.
О свинцовых соединениях мы уже писали — это яды, нарушающие обменные процессы и поражающие разные органы и ткани организма, особенно нервную систему и желудочно-кишечный тракт.
Оксид углерода СО (угарный газ) образуется при неполном сгорании углерода, который есть в любом органическом соединении, а, значит, и в бензине, и в дизтопливе. Этот ядовитый газ без цвета и запаха связывается с гемоглобином крови, вытесняя из нее кислород. Результат — кислородное голодание, отрицательно действующее на центральную нервную систему и сердечную мышцу. Угарный газ вызывает головокружение, головную боль, чувство усталости, замедляет реакцию — чем это чревато для водителя, объяснять не надо. Оксид углерода — один из факторов, провоцирующих стенокардию. А в больших концентрациях, например, в забитых машинами туннелях, в закрытых гаражах может привести к смерти. В одноместном гараже критическая концентрация угарного газа возникает уже через 2-3 минуты после включения мотора.
При сгорании любого топлива образуются и оксиды азота, среди которых опаснее всего диоксид азота — соединяясь с парами воды, он образует азотистую и азотную кислоты. Монооксид азота не раздражает дыхательные пути, поэтому человек его не чувствует. Но он образует в крови своего рода псевдогемоглобин, который не способен усваивать кислорода. В итоге опять же дефицит кислорода в организме плюс кислоты, разъедающие альвеолы легких.
Но опаснее всего «сухие» туманы, иначе говоря, фотохимический смог — чрезвычайно токсичные вещества, образующиеся в сухую и ясную погоду. Интенсивная солнечная радиация превращает молекулы кислорода в химически агрессивный озон, который вступает в сложнейшие реакции с «грязью» автомобильных выхлопов. Впервые с этим явлениям люди столкнулись полвека назад в Лос-Анджелесе, где внезапно возникавшая желто-зеленая удушливая мгла изрядно напугала жителей города с благодатным климатом. При появлении смога воспаляются глаза, слизистые носа и горла, начинается удушье, обостряются легочные заболевания, особенно астма. Смог хорошо знаком жителям многих мегаполисов — Нью-Йорка, Чикаго, Бостона, Дейтройта, Токио, Мадрида... Не исключено, что скоро и мы вкусим этой прелести — летом в сухую солнечную погоду в Москве на Садовом кольце содержание озона иногда превышает предельно допустимые концентрации в сотни и даже тысячи раз.
От редакции. Мы далеки от мысли, что газетные публикации способны исправить дурные нравы. Но в чем-то читатель прав. Во-первых, капля камень точит. Во-вторых, водителям пора понять, что афоризм И.Ильфа и Е.Петрова: «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» — безнадежно устарел. Экологи считают — именно роскошь, за которую расплачивается, увы, не только владелец.
Покупка с правом конфискации
«Мой знакомый купил пригнанную из Германии машину. Её «пробили» в ГИБДД на угон — все было нормально. А примерно через год при осмотре на одном из постов выяснилось, что машина краденая. Что за неразбериха творится в нашей государственной, между прочим, инспекции?»
Алексей Максимов,
Реутов (Московская область)
У ГИБДД много грехов, но в этом случае её вины нет. Чтобы понять это, вкратце объясним, как составляется база данных на угнанные авто. В случае с отечественными всё понятно — как только поступает заявление о краже, сведения о машине попадают в массив фактически угнанных автомобилей, чтобы обеспечить оперативный розыск. А после того, как следователь возбудит дело, данные закладывают в главный информационный центр.
С подержанными иномарками дело сложнее. Сведения о них ГИБДД получает из Интерпола, а тот, в свою очередь, от национальных страховых компаний. А они сообщают в штаб-квартиру Интерпола, дислоцированную во французском городе Лионе, данные отнюдь не обо всех угонах. Или информируют о них с большим опозданием — иногда через месяцы, а иногда — через 2-4 года. Поэтому и возникают ситуации, когда ГИБДД регистрирует «чистую», не ворованную машину, а спустя какое-то время из Интерпола поступает информация, что она краденая, причем, угнана давным-давно. Так что знакомый нашего читателя стал жертвой расхлябанности каких-то немецких страховщиков. Понятно, что ни Интерпол, ни тем паче наша инспекция повлиять на страховые компании не могут.
Можно, конечно, судиться с перегонщиком, чтобы он вернул деньги. Но, во-первых, эта тяжба малоперспективна, во-вторых, многие сделки либо оформляются по доверенности, либо в договоре купли-продаже указывается липовая, заниженная цена, чтобы уйти от налогобложения. Можно обратиться в суд, чтобы владельца угнанного авто признали добросовестным покупателем. В случае положительного решения машина остается у него, но не дай бог, если он решит отправиться на ней в турпоездку за кордон — там машину тотчас конфискуют. Такое случалось...
Велика ли вероятность попасть в подобную ситуацию при покупке иномарки second hand? Судите сами — ежегодно в Германии крадут примерно 200 тысяч авто, а в базу ГИБДД поступают сведения лишь о 10 тысячах.
Пока думцы думают
«В январском номере вы дали массу рекомендаций, как вести себя с авторэкетирами, которые занимаются «подставами» на дорогах. Спасибо за совет, но лучше бы вы занялись проблемой кардинально и проанализировали, кто и как обязан вообще искоренить это зло».
Без подписи
В свою очередь тоже благодарим анонима за совет, но решение проблемы давно известно. Нужен закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Тогда с авторэкетирами разбираться будет не нарвавшийся на «подставу» водитель, а страховая компания. И об авторэкете мы быстро забудем — этот вид вымогательства потеряет смысл. С водителя ничего не получишь, а страховщиков на горло не возьмешь, они будут разбираться тщательно, скорее всего, через суд, и еще неизвестно, чем он кончится для бандитов.
Увы, по поводу законопроекта об обязательном страховании автогражданской ответственности всё ещё идут дискуссии. Точнее, по поводу тарифов — страховщики не без оснований опасаются, что установленные правительством расценки могут уменьшиться по сравнении с нынешними почти вдвое и тогда коммерческим структурам страхование автогражданской ответственности окажется невыгодным. Так что, кто и как может искоренить авторэкет, известно, а вот когда это произойдет, знают только думцы и правительство.