| |
Читатель-газета
В редакционной почте встречается немало вопросов — от проблемных, волнующих многих автолюбителей, до сугубо конкретных. Первые служат нам подсказками при подготовке публикаций, на вторые мы, как обычно, отвечаем на страницах «Точки зрения», понимая, — то, что интересует одного, вполне может оказаться небесполезным и для других. Именно такие письма мы стараемся выбирать для ответов через газету.
Скоро — не всегда споро
«Купил по генеральной доверенности машину, а жена ругает — дескать, машина вроде наша, а вроде и нет. Говорит — лень было тебе оформить через ГИБДД. Убедить её, что это официальная бумага, составленная и заверенная нотариусом, я не могу. Как мне доказать, что она не права?»
Антон Зализняк,
Москва
А никак не докажешь, потому что в споре супругов права именно жена. В последнее время практика «продажи» автомобилей по доверенности стала весьма распространенной, тем более что ст. 185 ГК РФ допускает простую письменную форму доверенности — для сторон даже нет необходимости составлять какой-либо нотариально заверенный документ. Так что визит к нотариусу — просто подстраховка. Схема удобная — отпадает необходимость регистрировать машину в ГИБДД. Дело даже не в том, что это отнимает день-два, а то и больше, надо же техосмотр проходить, а это уже связано с более серьезными хлопотами, особенно когда «покупают» весьма подержанную машину.
Слово «покупают» взято в кавычки не случайно — в отличие от автолюбителей юристы относятся к таким покупкам более чем скептически. Не будем вдаваться в правовые тонкости, поясним на примере из судебной практики, с чем может столкнуться такой незадачливый покупатель. Некто Иванов «купил» по доверенности у Петрова (фамилии, понятно, условные) «шестерку». Спустя какое-то время Петрова привлекли к уголовной ответственности, а принадлежащий ему на праве собственности автомобиль по постановлению следователя был изъят... у Иванова. Тот обратился в суд и потребовал вернуть честно «купленную» машину. Но суд жалобу не удовлетворил, указав, что гражданин Иванов не приобрел право собственности на автомобиль и, следовательно, не вправе требовать его.
Вот такая коллизия. Вы скажете — редкий случай? Возможно. Но где гарантия, что нечто подобное не произойдет с вами? Юристы считают отчуждение автомобиля по доверенности типичным примером притворной сделки, при которой доверенность прикрывает договор купли — продажи. В действительности же человек, получивший доверенность, не совершает сделку, он лишь фактически владеет и пользуется транспортным средством. А право собственности остается у «продавца». И судебные органы при рассмотрении подобных случаев не испытывают каких-либо особых затруднений.
А чем может грозить такая схема продавцу? Вот житейская ситуация. «Купивший» по доверенности машину человек попал в аварию, сильно разбив при этом автомобиль весьма крутых ребят. Пока ждали инспектора, он ухитрился сбежать с документами, бросив машину. Найти реальную владелицу не составило труда. Эта легкомысленная дама ни копии доверенности не сделала, ни даже паспортных данных покупателя не переписала — видно, торопилась продать. Крутые ребята объяснили: нас не интересует, кто там катается на твоей машине, а на деньги мы поставили тебя. Несколько недель дама пряталась на даче, разыскивала через нотариуса нового «владельца». Рассказывать, что она пережила при втором визите «пацанов», нет смысла — читатель может и сам догадаться. И если вы не хотите попадать в подобные истории, имейте в виду — лишь договор купли-продажи передает право собственности другому лицу.
По мнению многих юристов, государство может и должно навести порядок в этой области, внеся ряд изменений в действующее законодательство. В частности, установить обязательную нотариальную форму для сделок с автотранспортными средствами, максимальном снизив при этом размер госпошлины. И, возможно, передать функцию по удостоверению договоров купли-продажи автомобилей ГИБДД, которые могли бы делать соответствующие отметки на этом документе при снятии и постановке машины на учет. Это узаконит и значительно упростит процедуру, пополнит казну и надежнее обеспечит защищенность прав приобретателей автотранспорта.
Десять капель отравы
«Все знают, что 95-й бензин лучше 92-го. Однако он и дороже. Расскажите чем они отличаются ведь, наверное, не только цифрами в маркировке топлива.»
В.Сунгоркин,
Московская область
В современных бензиновых двигателях высокая степень сжатия, и на ряде режимов работы в них возникает особый вид аномального сгорания — детонация, когда воздушно-бензиновая смесь не воспламеняется, а взрывается. При этом скорость распространения пламени возрастает до 2500 м/с, и в цилиндре возникают ударные волны. Детонация снижает мощность двигателя, может вызвать его разрушение. Расход топлива возрастает, а за счет его неполного сгорания в выхлопных газах резко повышается содержание вредных веществ и сажи.
Показателем способности бензина противостоять возникновению детонации является октановое число, определяемое специальными методами. Принято, что октановое число очень стойкого к детонации изооктана равно 100 единицам, а сильно детонирующего гептана равно нулю. Октановое число бензина показывает процентное содержание изооктана в эталонной смеси этих веществ, которая по своим детонационным свойствам эквивалентна данному сорту бензину.
Повышение октанового числа бензина достигается технологией его получения. При прямой перегонке нефти оно не выше 50 единиц, при термическом крекинге достигает 70, а при каталитическом риформинге — до 95 единиц. Но в России до последнего времени достаточно высокое октановое число достигалось за счет добавок антидетонаторов, главным образом, тетраэтилсвинца, несколько десятков капель которого на литр бензина предотвращают детонацию. В десятках городов страны концентрация свинца в воздухе превышает нормы — наш автотранспорт ежегодно выбрасывает в воздух 4 тысячи тонн его соединений. А это сильные яды, поражающие нервную систему, желудочно-кишечный тракт, нарушающие обменные процессы.
Опасность отравления соединениями свинца усугубляется тем, что они не удаляются из организма, а задерживаются в нем до опасных концентраций. Техногенные свинцовые аномалии почвы отмечаются на расстоянии до 100 метров от автомобильных магистралей, многие растения (пшеница, ячмень, картофель, морковь) могут содержать концентрации свинца, превышающие ПДК в 5-10 раз.
Не случайно во многих странах уже приняты законодательные меры, ограничивающие и дозы этилирования, и объемы потребления этилированных бензинов. У нас же их применение запрещено только в Москве и Санкт-Петербурге. Как видите, плохой бензин — беда не только для машин и водителей, но и для каждого из нас...
| | |