| |
Как похоронить автомобиль?
Европарламент обязал автопроизводителей довести к 2006 году уровень утилизации автомобилей до 80%. Автогигантам есть над чем поразмыслить — с переработкой металла, составляющего около 75% от веса машины, особых проблем нет, но технологию сепарации и утилизации деталей из пластмассы и резины надо создавать. А как быть с краской, содержащей токсичные ртуть, кадмий, свинец?
Столичное правительство тоже озаботилось проблемой и начало переговоры с компанией «Тойота» о строительстве в Москве комплекса по переработке отслуживших свой век автомобилей. Создание крупного комплекса по утилизации автомобилей под силу только мощной компании. Несколько лет назад такие планы вынашивала фирма «АСМ-Холдинг», но не потянула. Пока же рынок утилизации автомобилей в Москве находится в зачаточном состоянии. Например, компания «Спецавтоцентр» берется за утилизацию только иномарок и требует за каждую минимум 1000 долларов. Некоторые платят: если разбит автомобиль, попавший в Россию в режиме временного ввоза, утилизировать его выгоднее, чем вывозить машину из страны или платить таможенную пошлину.
В компании «Втормет», наоборот, за сданные кузов, шасси и двигатель можно выручить... аж 1000 рублей. Этих денег едва хватает, чтобы компенсировать затраты на документальное оформление утилизации. Так что услугами «Втормета» пользуются в основном специалисты «разборок», торгующие годными к эксплуатации узлами старых иномарок. Старые отечественные авто в лучшем случае свозятся на свалки.
Заинтересованность «Тойоты» понятна — инвестиции в предприятие по утилизации намного меньше, чем в создание производства, а рынок гораздо стабильнее: он зависит не столько от покупательского спроса, сколько от действий властных органов. Ну, а лоббированию мы научились раньше, чем демократии. Так что не стоит удивляться прогнозу Управления транспорта и связи мэрии Москвы, в соответствии с которым через четыре года в утиль будут сдавать в 10 раз больше автомобилей, чем сейчас — около 200 тысяч в год вместо 20-22 тысяч.
«Тойота» намерена создать комплекс полного цикла, который включает в себя сбор и хранение автомобилей, их переработку и продажу продуктов переработки. Однако сбором автотранспортных средств ныне занимаются муниципальные органы, хранение не особенно выгодно, поэтому японцам главным образом интересны последние две операции. Так что пока объем возможных инвестиций и технические детали проекта держатся в секрете.
| | |