| |
Теперь только новые?
Своя рубашка ближе к телу
В начале ноября на границе с Финляндией образовались очереди из подержанных иномарок длиной от трех до пяти километров. Пограничники объясняют их появление предстоящим повышением таможенных пошлин, ввести которые предполагается с 1 января 2002 года. Высоким ли будет заградительный барьер? Этот вопрос волнует сегодня и тех автолюбителей, которые считают, что иномарка second hand лучше новой «десятки», и тех, кто ввозит в Россию подержанные машины. Попробуем ответить на него, хотя, как известно, прогнозы хороши тем, что о них быстро забывают, а об ошибках прорицателей вспоминают редко.
Из огня да полымя
В июле на встрече с президентом руководители нашего автопрома попытались убедить Владимира Путина в том, что иномарки second hand смертельно опасны для отечественных производителей. Президент приказал разобраться. Министерство науки стало усердно доказывать, что подержанные «немцы» и «японцы» безумно вредны для экологии. Ну, разумеется, наши старые «шестерки», разбитые автобусы и чадящие грузовики только озонируют воздух российских городов. В разговоре с президентом речь шла об авто старше семи лет. Видимо, посоветовавшись с автопромом и поняв, что эти старички нашим машинам не конкуренты, Миннауки снизило возрастной ценз до пяти лет. В сентябре комиссия по защитным мерам рассмотрела проект, который устраивал и Миннауки, и таможенников, и Минэкономразвития. Пошлины на «семилетки» предлагалось увеличить в 1,5 раза, а на машины в возрасте 3-5 лет — на 75%. Но тут разработчики, похоже, задумались о об экономических последствиях заградительных барьеров.
Голь на выдумки хитра
Львиную долю (по данным таможни — около 80%) иномарок second hand поставляют на наш рынок перегонщики, своего рода авточелноки. И эксперты компании «Мегаполис», которая занимаются комиссионной продажей машин, полагают, что никакие изменения таможенных пошлин серьезно на рынок не повлияют. Перегонщики уже ищут обходные пути. Одни добиваются от своих контрагентов на Западе скидок, которые компенсируют предполагаемое увеличение пошлин. Другие начали ввозить машины не целиком, а частями — пошлина на полностью укомплектованный кузов ниже на 10%. А подвесить к нему ходовую часть и мотор можно на любом автосервисе. Комиссии по защитным мерам, скорее всего, придется выбирать один из двух вариантов. Первый — поставить барьер для ввоза «семилеток». Этим вариантом челноков не запугаешь, они предпочитают перегонять машины помоложе. Так что замах получился рублевым, а удар копеечным. Второй — уравнять ставки для физических (читай, для перегонщиков) и юридических лиц. Сейчас авточелноки платят по 0,85 евро за «кубик», а юрлица — от 1,1 до 1,8 евро в зависимости от объема двигателя. Таким образом, на машины second hand в возрасте от трех до семи лет с объемом двигателя до 2,5 литров ставки повысятся на треть, а не в полтора раза, как предполагалось вначале. Конечно, такая ставка поднимет цены на иномарки б/у (они, кстати, в предвидении перемен уже подскочили на 300-500 долларов), но вряд ли наглухо перекроет поток подержанных авто в Россию. Зато импорт машин second hand, как надеются таможенники, удастся ввести в более цивилизованное русло. Вообще же эксперты считают, что драконовских мер против импорта подержанных машин ожидать не стоит. Следовательно, не стоит по старой русской привычке при каждом слухе запасаться впрок спичками и солью. Все равно на всю жизнь не напасешься. Наша справка. Сейчас по дорогам России бегают около 20 миллионов легковушек, из них примерно 4,5 миллиона (22%) — иномарки. Возраст почти половины из них перевалил за десятилетний рубеж.
| | |