Почему на шинах Nord Frost 3 шипы торчат в разные стороны? Почему из каждой десятой они вообще вываливаются? Эти вопросы безумно взволновали автолюбителей минувшей зимой и не дают им спокойно спать в преддверии зимы нынешней.
Шипованные шины снижают риск аварии на 20% по сравнению с обычными зимними и на 35% по сравнению с летними. Продаются они только в Скандинавии, Канаде, северных штатах США, Прибалтике и России. В более теплых регионах шипы не нужны, а на качественных европейских дорогах так и вовсе запрещены. На заводе шины шипуют только два производителя — Gislaved и Nokian. Остальные либо выпускают только нешипованные шины, либо делают небольшое количество шин с отверстиями под ошиповку и продают их дистрибьюторам, которые шипуют их на месте.
Шиповать шины можно вручную с помощью специального пистолета. Производительность невысокая, а качество зависит от добросовестности рабочего. Полуавтоматическая ошиповка производится на специальном станке, производительность которого — около 200 шин в сутки, качество вполне стабильное. Но лишь автоматическая ошиповка делается на специальном промышленном оборудовании, которое настраивается под конкретную модель шины, рисунок протектора, конфигурацию и вес шипов.
Компания Nokian не мудрствует и шипует свои шины полуавтоматическим способом. В светлые северные ночи терпеливые финские тетки жмут на педали станков и шипуют шины на грядущую зиму. Чтобы подготовить обувку хотя бы для 15 тысяч машин (это примерно сотая часть московских автомобилей), требуется 15 «теткомесяцев». Компания Gislaved пошла в ногу с прогрессом и приобрела несколько автоматов для ошиповки суммарной производительностью 12 тысяч шин в сутки. Для тех же самых 15 тысяч московских автомобилей можно ошиповать шины Gislaved Nodr Frost 3 за пять рабочих смен.
Российский дистрибьютор Gislaved-компания «МВО» — получает от шведов полностью ошипованные на заводе шины. Но в ряде стран дистрибьюторы из соображений экономии покупают Gislaved Nord Frost 3 без шипов по более низкой цене. А шипуют они их сами чем-нибудь и где-нибудь. Неважно, что часть шипов вывалится. Зато это очень дешево. Примерно 10% шин Gislaved поступают на российский рынок кружным путем из ближнего зарубежья. Чем они отличаются от заводских? Ничем, кроме шипов. На любой шипованой шине любой шип по-своему плавает. Только одни плавают как попало, а другие — как надо. Новизна технологии Gislaved, которая приносит победы ее шинам в тестах из года в год, заключается не столько в плавании шипа, сколько в характере резины под ним. Иными словами, место под шип и сам шип делаются из таких материалов и такой формы, чтобы естественное «плавание» шипа на дороге приводило не к его выпадению, а к достижению новых высот управляемости автомобиля.
Что будет, если в дырочку, любовно подготовленную для шипа специальной формы, загнать какой попало? Ответ очевиден — он рано или поздно вывалится. Статистика тоже ясна — раз 10% проданных в России шин пришли неофициальными путями и ошипованы чем попало, значит, каждая десятая шина просто обязана со временем «полысеть». Дошиповать ее нельзя, ибо нечем. Шипы для Nord Frost 3 отдельно от шин не продаются.
Почему же прошлой зимой шипы на Nord Frost 3 смотрели в разные стороны, в отличие от ровненьких шипов на Nord Frost 2? Потому, что покупали мы тогда шины, ошипованые кустарно. Лишь с апреля 2001 года, после того, как шведы отладили и запустили новое оборудование, компания «МВО» в Россию начала ввозить ошипованные по заводской технологии шины Gislaved Nord Frost 3. Рекомендация тоже предельно ясна — если вы хотите купить правильно ошипованный Nord Frost 3, взгляните на боковину шины — там указана дата выпуска. Если шина сделана раньше апреля 2001 года, значит, это кустарщина.
Агентство «АвтоИнформ»
(Публикуется с сокращениями)