В нынешнем году выпуск легковых автомобилей на Горьковском автозаводе снизился более чем на треть. Спрос на «Волги» падает...
Сразу предупредим читателя — мы не собираемся здесь анализировать конкурентоспособность этих машин. Отметим лишь одно: сколько бы не было у «Волги» недостатков, есть категория покупателей, которые предпочитают её «жигулям». Это люди, которые оценивают машину, исходя из стойких критериев, усвоенных еще в советские времена. Тогда считалось: «Волга» — это солидно, престижно, на ней ездили чиновники высокого ранга, её вручали космонавтам после полета. Частник купить её мог только сложными обходными путями. А теперь вот и я, обычный человек, могу себе позволить...
И тем не менее маркетинговые исследования свидетельствуют, что потенциальных покупателей нижегородских машин обуревают сомнения. Они понимают, что машины с карбюраторным движком — вчерашний день, но не очень-то доверяют электронике, которой оборудованы легковые автомобили «ГАЗ» с инжекторными двигателями семейства ЗМЗ-406. Теперь эти колебания можно сбросить со счета — инженеры ЗАО «Техноволга» в сотрудничестве со специалистами ОАО «Горьковский автомобильный завод» разработали для модели ГАЗ-3111 бортовой компьютер БК-11.
Набор функций БК-11 позволяет контролировать всю штатную электронику машины — в сущности, компьютер становится неотъемлемой частью автомобиля. Для людей, склонных к консерватизму, особо подчеркнем — не надо пугаться слова «компьютер». В работе он очень прост. Основная оперативная информация выводится на дисплей, а многочисленные второстепенные функции легко вызываются с помощью меню, разобраться в котором несложно.
Компьютер может хранить в своей памяти сведения о десяти маршрутах. Если сообщить ему расстояние, которое предстоит проехать, он рассчитает необходимое для этого количество топлива и либо скорость, с которой надо ехать, чтобы успеть во время, либо время прибытия, если задана скорость. «Мозг« машины всё время следит за исправностью световых приборов, отвечающих за безопасность, — габаритных огней, стоп-сигналов и указателей поворота. Экономному водителю БК-11 даст полную информацию по топливу, начиная от моментального расхода, расхода на 100 км пробега и заканчивая расходом топлива за сезон. Эти сведения, когда ими регулярно пользуешься, невольно дисциплинируют, помогают выработать оптимальный стиль вождения.
Скорость тоже под контролем — если водитель превысил заданное им же самим значение, например, 100 км/ч, БК-11 предупредит его, причем, не миганием, к примеру, лампочки на табло, а голосом. Возможно, тембр и интонации у синтезатора не так приятны, как у любимой супруги, но это не суть важно. Зато такая функция очень удобна, когда едешь по трассе с многочисленными постами ГИБДД, или отправляешься в дальний марщрут по пустынному шоссе, где так и хочется утопить в пол педаль газа.
А в заключение вернемся к тому, с чего начали — скепсису по поводу электронных «мозгов» инжекторных движков ЗМЗ-406. У БК-11 есть клавиша «тест» — нажав её, можно продиагностировать всю электронику двигателя, начиная от бензонасоса и заканчивая форсунками. А в функции «ремонт» есть ёмкая инструкция, которая даст рекомендации, как устранить наиболее часто встречающиеся неисправности, не обращаясь в сервисные центры.
БК-11 не требует настройки, не влияет на работу штатного электрооборудования. Если надолго ставишь машину на прикол, БК-11 не посадит аккумулятор — компьютер полностью выключается через 24 часа после выключения зажигания. При этом все записанные ранее данные сохраняются в его памяти.
На базе этого компьютера без изменения конструкции можно создать практически любое электронное устройство: блоки управления впрыском топлива, антиблокировочную и противобуксовочную системы, иммобилайзер, круиз-контроль, климат-контроль и т.д. Несмотря на то, что БК-11 разрабатывали для семейства автомобилей «ГАЗ», его можно устанавливать и на другие машины, главное, чтобы объем двигателя не превышал трёх литров.