Читатель поднимает проблему
Не так давно у меня забрали права, которыми я так гордился. Это был документ, полученный в 1955 году — книжечка с талоном предупреждений №1 без единого прокола. Отбирая их, пожилой инспектор ГАИ сказал: — Как вы умудрились за столько лет не получить ни одного предупреждения? Но я-то понимаю, что значит эта музейная ценность, а молодые ребята таких прав и в глаза не видели, не оценят. Всё равно заставят заменить.
Я заменил. И грешным делом подумал: водителю с таким стажем есть резон поделиться своими мыслями с товарищами по несчастью — с водителями помоложе. «По несчастью» сказано не для красного словца — ездить по Москве сущее наказание, не езда, а гонки на выживание. И решил написать в вашу газету. Написал, но отправлять не стал. Зачем? Это в советские времена после каждого критического выступления прессы принимались меры. Другое дело, формальные или эффективные. Но принимались — специальное постановление ЦК КПСС обязывало к этому все госучреждения. Сейчас взаимоотношения прессы и власти строятся по пословице: «Собака лает, а караван идет». Идет, увы, частенько не туда, куда надо бы.
И все-таки, все-таки...За годы советской власти нас крепко приучили, что эта самая власть нас кормит, поит и воспитывает. А за десятилетие рыночной экономики мы так и не привыкли к мысли, что это мы платим госслужащим зарплату, что это мы, налогоплательщики, содержим их для того, чтобы они упорядочивали и облегчали жизнь добропорядочным и законопослушным гражданам. И если каждый из нас будет хоть чуть требовательнее, они скоро это поймут. Вот почему я все-таки решил отправить письмо.
Сколько у дороги хозяев?
Попробуем прикинуть. За качество дорожного полотна отвечает один департамент московского правительство, за информационные указатели — другой, за дорожные знаки — ГИБДД. За уборку снега во дворах — РЭУ. За организацию парковок возле супермаркетов, оптовых рынков — видимо, муниципалитеты, но, судя по всему, никто. За организацию движения — опять же ГИБДД.
Но беда не в том, что у семи нянек дитя без глазу, а в том, что работать эти «няньки» либо не умеют, либо не хотят. Вот несколько наблюдений. Декабрь, а на улице ремонтируют покрытие — прямо на снег кладут горячий асфальт. Дураку ясно, что он и месяца не продержится. Так что, они — дураки? Нет, просто разгильдяи. Вовремя не сделали, а год на исходе, надо выделенные по смете деньги истратить. А то в новом году смету срежут. В советское время это так и называлось — «освоить смету». Неважно, куда, лишь бы зарыть деньги. Этот принцип процветает и ныне, в нашей якобы рыночной экономике. Иначе кто бы стал ежегодно по весне латать дыры, вываливая асфальт на мокрую дорогу?
А между прочим, раньше, при проклятом застое, это делали грамотнее — сначала шла машина, у которой сзади во всю ее ширину были форсунки, их пламя высушивало и подплавляло старый асфальт. Потом на размягченное место клали новый и прикатывали тяжелым катком. Заплата прилипала намертво. А сейчас набросают на мокрое, лопатами пришлепают — и всё. Иной раз после ремонта на дороге такие ухабы остаются, что думаешь — лучше бы не ремонтировали.
Как мы ездим?
Хозяев на дороге много, но есть среди них еще один, о котором мы почему-то забываем. Водитель. Однажды ко мне на работу приехал человек, которого я ждал как минимум через полчаса. На вопрос, как он ухитрился через пробки добраться так быстро, ответил:
— Да я по платной дороге ехал.
— Разве у нас уже есть такие?
Он посмотрел на меня, как смотрит опытный ловелас на невинную девушку:
— Да по резервной полосе. Остановят, суешь десять баксов и едешь дальше.
Стоит ли удивляться, что в перечне причин тяжелейших аварий, зачастую со смертельным исходом, выезд на «встречку» стоит на первом месте, на втором — нарушение скоростного режима, и лишь на третьем — состояние дорожного покрытия. Так кто же в первую голову виноват? Дорожники или мы, водители?
Однажды я видел, как «шестисотый» остановился перед «зеброй», пропуская сначала женщину с палкой в руке, а потом и хлынувший следом поток истомившихся на тротуаре людей. Водитель «мерседеса» игнорировал гудки и мигания фарами стоявших за ним машин. Мне сценка доставила невыразимое наслаждение, но видел я такое один раз. Наши водители ездят по тротуарам и паркуются на них, включают «аварийку» и останавливаются так, что другие их с трудом объзжают. «Бомбисты», не включив поворотник, резко поворачивают к тротуару, увидев поднятую руку, а ты вынужден бить по тормозам, чтобы не влететь ему в багажник. И так далее. Культуры вождения у нас нет никакой. Поэтому тем, кто склонен обвинять в дорожной нервотрепке и ДТП только других, напомню известное изречение: «Врач, исцелись сам».
ОРУД, ГАИ, ГИБДД.
Что дальше?
Водитель на любую проблему смотрит со своей колокольни и ему кажется, что главный недостаток нашей инспекции — неуемная тяга к поборам. Писать об этом нет смысла по трем причинам. Во-первых, писано столько, что не хочется доливать воду в море. Во-вторых, взятка как секс, в ней участвуют двое. Не хочешь, не давай. В-третьих, поборы как раз не главная беда, главная — скверная организация службы. Иномарками обзавелись, современной техникой постепенно оснащаются, а дело наладить не могут.
Аббревиатура ОРУД расшифровывалась так: отдел регулирования уличного движения. Две остальные читателю известны. Мне скажут — не в названии суть. Это не так, название отражает главенствующую функцию службы. Когда нерегулируемых перекрестков в Москве было много, а светофоров-автоматов не было вовсе, ОРУДу действительно приходилось регулировать. У ГАИ приоритетным была функция учета и регистрации. ГИБДД по идее должна обеспечивать безопасность движения в комплексе. Делает ли она это? Нет, она лишь фиксирует ДТП.
Вот несколько примеров. По пути на работу въезжаю в переулок, из которого есть поворот налево на крупную улицу. Пробка. Что ж, не впервой. Однако стоим намертво, кто-то уже заглушил мотор. За час (!) продвинулся на десять метров до въезда во двор, «огородами» в объезд выехал на нужную улицу. По ней идет сплошной поток, а на перекрестке светофор выключен (или сломался?), как тут повернешь из переулка налево? Вот и стоят. А через сто метров вижу инспектора ГИБДД, который проверяет документы у владельца дорогой иномарки. Ему плевать, что рядом ситуация, которую он обязан расшить, у него другой интерес. Да что переулок, на магистральных улицах, игнорируя переключившийся сигнал светофора, в часы пик машины бампер в бампер идут на красный, а поперечная улица стоит, надрываясь гудками. И вот что любопытно — непременно где-нибудь поодаль «несет службу» инспектор ГИБДД.
Интересно, есть ли в инспекции какая-то служба, которая контролирует выполнение уставных и служебных обязанностей? Ведь инспектора не в офисе работают, где в любой момент начальник может вызвать или заглянуть сам. Работают на улицах и большую часть времени вне контроля.
Говорят, такая служба есть. Говорят, на Рублевском шоссе вдоль которого сплошь дачи чиновников высокого ранга и — теперь уже — олигархов, её работники ездят на обшарпанных «шестерках» и нарочно нарушают, чтобы посмотреть, как ведет себя инспектор. Объективен ли, вежлив ли, не намекает ли на бакшиш. Ведут себя там инспекторы идеально.
Однако же задача ГИБДД — квалифицированно обслуживать не только «слуг народа» на машинах с мигалками, но и народ, у которого на самом деле эти «слуги» в услужении. Человек за рулем, товарищ по несчастью, а тебе всё это не надоело? Давайте все вместе потихоньку поворачивать караван безответственности, равнодушия и разгильдяйства на дорогу безупречного служения делу. Служения нам с вами. Это мы им платим, отчисляя налоги в казну. Мы им не обязаны ничем, они нам — всем.
От редакции. Это порой резковатое, излишне эмоциональное письмо мы решили опубликовать без всякой правки отнюдь не потому, что читатель во всем прав. Потому, что в нем честно сказано о «болевых точках», намечены проблемы, каждая из которых требует серьезного и непредвзятого анализа. В следующих номерах мы постараемся это сделать.