Многие
автолюбители недоумевают — почему акустическая система, звучание которой в
магазине их вполне устраивало, в салоне машины звучит по-другому? Никакого
подвоха тут нет — просто вы слушаете её в разных условиях. В магазине громкоговорители
установлены в качественные закрытые боксы, помещение достаточно большое, в
нем практически нет отраженных волн, а вы находитесь на оси излучения громкоговорителей.
А в машине громкоговорители обычно расположены к вам под углом, размер салона
невелик, к тому же в нем много как поглощающих (сиденья, обивка дверей и потолка,
водитель и пассажиры), так и отражающих (главным образом, стекла) элементов.
Попробуем разобраться с этими тонкостями на примере новых акустических коаксиальных систем Ivolga SR-2.5 (серии Silver Rock) наиболее часто применяющегося типоразмера (диаметр — 13 см). Коаксиальные мы выбрали потому, что эта акустика наиболее популярная (компонентная акустика сложнее в установке, но легче в настройке). Воссоздадим близкие к реальным условия с помощью добротного бокса объемом 23 литра (это усредненный полезный объем автомобильной двери) без наполнителя. Закрепим громкоговоритель, разместим микрофон на оси излучения (как в магазине) и снимем амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) — красная кривая на графике.
График №1
Хорошо видно, что после 2 кГц кривая начинает подниматься — на слух это воспринимается, как смещение тонального баланса в высокочастотную область. Но мы уже говорили, что акустика в салоне автомобиля стоит под углом к слушателю. Измерим АЧХ под разными углами по отношению к оси излучения громкоговорителя. Поскольку конструкция акустической системы Ivolga SR-2.5 позволяет регулировать угол наклона твитера, микрофон оставим на оси излучения, а сам твитер наклоним от неё примерно на 15 градусов и снимем АЧХ (на графике — черная кривая). Видно, что после 7 кГц кривая опустилась. Значит, изменяя направленность твитера, можно регулировать уровень сигнала в области высоких частот, усиливая или ослабляя его. Учитывая, что при расположении акустической системы в нижней части салона высокочастотный сигнал поглощают мягкие элементы интерьера и находящиеся в салоне люди, возможно, понадобится добавить высоких частот, направив твитер в сторону слушателя или на отражающие поверхности.
Снимем еще одну кривую, теперь при развернутом под углом 50 градусов микрофоне и ориентированном по оси излучения твитере (синяя кривая).
График №2
Начиная от 2 кГц кривая АЧХ выровнялась, и в точке измерений (а, значит, и прослушивания) характеристика в целом стала практически ровной. Попробуем еще один вариант. Оставив микрофон под углом 50 градусов, твитер развернем в сторону микрофона (зеленая кривая). Получаем подъем высоких частот после 9 кГц, при этом средние частоты осталась без изменений и с хорошей линейностью. А ведь в основном на средних частотах передается вся информация о пространственном расположении источников сигнала.
Резюме после наших тестов напрашивается само собой — применяя акустические системы такой конструкции и правильно настроив их, можно получить качественное звучание даже при их установке в штатные места. При этом, как правило, коаксиальные акустические системы дешевле компонентных такого же класса и требуют меньше и времени, и навыков при установке.
Еще один вопрос, который часто возникает: а куда же делись басы, ведь в магазине они были. Следует заметить, что говорить о басах применительно к 13-сантиметровым системам можно лишь с большой натяжкой. Но если это основная акустика, то следует побороться за каждый герц в «низах» и за каждый децибел в «верхах».
В магазине вы слушали акустические системы в закрытых боксах, для наших тестов тоже был взят закрытый бокс. А теперь нарушим его герметичность, приподняв громкоговоритель немного над поверхностью бокса. Это будет равносильно тому, что динамик установили на стойках, не применяя переходного кольца (если не хватало установочной глубины), либо же он установлен в посадочное место, которое больше, чем нужно для данной модели.
График №3
Напомним: красная кривая — это уровень АЧХ динамика в закрытом боксе объемом 23 литра, а вот черная — АЧХ при приподнятом громкоговорителе. Даже небольшое отверстие (2 х 6 см) на крепежной поверхности рядом с громкоговорителем дает отрицательный результат — это синяя кривая.
И последнее. В дверях машины (а коаксиальная акустика чаще всего ставится в них) много подвижных узлов, которые могут дребезжать на разных частотах, много всякого вида отверстий и щелей. Поэтому еще раз напомним: акустические системы даже в штатные места следует устанавливать аккуратно и тщательно, избавляясь по возможности от любых отверстий. Для этого можно использовать самые доступные материалы — фанеру, поролон, войлок, любые герметики и мастики. Мы надеемся, что этот материал принесет вам пользу и вызовет желание поэкспериментировать со звуком в автомобиле. Если оно возникнет, советуем приобрести тест-диск.
Сергей Корнеев
судья — эксперт ЛАС — FSQ