Есть старая байка про человека, который утверждал, что великий Карузо поет просто плохо.
— Послушайте, во-первых, он перевирает мелодию, во-вторых, шепелявит, в-третьих, у него же практически нет голоса.
— Может, вам продали бракованную пластинку?
— Да не покупал я никаких пластинок, мне его вещи приятель напел...
Скверные акустические системы играют роль такого незадачливого приятеля — они способны испортить любое прекрасное произведение в самом замечательном исполнении. Нельзя получить удовольствие от духового оркестра, если звук будет идти из двух маленьких колонок — такое «напоют», что и композитор свою вещь не сразу узнает. Ведь, например, бас-геликон звучит на частоте, которую небольшие динамики просто не могут воспроизвести. Для настоящей звуковой картины нужна богатейшая палитра звуков. А если ее нет... Представьте на минуту невероятную ситуацию — кому-нибудь из великих художников, к примеру, Айвазовскому или Репину, вручают школьный набор акварели и говорят — дерзай, твори. Надо ли доказывать, что ни знаменитый «Девятый вал», ни «Утро в сосновом бору» просто не были бы написаны. То же и в музыке.
Для передачи полноценного звука аппаратура должна воспроизводить весь спектр частот, воспринимаемых человеческим ухом. Именно поэтому в хороших системах используют и высоко-, и средне-, и низкочастотные динамики. И если одного компонента в системе не хватает, звуковая картина получается плоской и невыразительной. В недорогих автомобильных акустических системах обычно не хватает низких частот. Динамики овальной формы (9х16), которые врезают в заднюю полку машины, назвать низкочастотниками можно лишь с большой натяжкой. Режим, в котором они играют, профессионалы называют термином mid-bass (средний бас). Воспроизвести глухую дробь ударной установки или спецэффекты, например, раскаты грома, им просто не под силу. Чтобы музыка действительно доставляла удовольствие, казалась объемной, в машину надо ставить сабвуфер — динамик, который воспроизводит частоты от 20 до 150 Гц. Нижняя часть диапазона близка к порогу восприятия человеческого уха: частоты ниже 16 Гц — это уже неслышимый нами инфразвук.
Недавно на рынке появилась линейка сабвуферов «Иволга» — три модели диаметром 8, 10 и 12 дюймов. Они изготовлены с применением самых современных технологий и по всем параметрам относятся к классу hi-fi, тем не менее по сравнению с именитыми аналогами их стоимость совсем невысока.
На диффузоры напылен тончайший слой металла, а подвес выполнен из бутиловой резины — такая конструкция динамиков позволяет добиться особенно глубоких басов. Динамики играют в режиме Free-Air, поэтому для того, чтобы установить «Иволгу» в машину, не надо изготавливать специальный акустический корпус. Для воспроизведения глубоких басов динамики используют объем багажника, их можно монтировать просто в заднюю полку. Такая конструкция позволяет сэкономить немало средств при установке системы — ведь изготовление корпуса обходится недешево.
В сабвуферах «Иволга» применена вся атрибутика внешнего оформления акустики высшего класса — клеммы позолочены, диффузор покрыт металлизированным слоем, а корзина динамика — хромом.
Тип |
Размер, дюйм |
R, Ом |
Fo Гц |
Чувств-сть
+/-3 дБ |
Qts Л |
Vas Вт |
Мощность max |
V-8f |
8" |
4 |
53 |
88 |
1,096 |
22,5 |
300 |
V-10f |
10" |
4 |
41 |
89 |
1,001 |
52,5 |
400 |
V-12f |
12" |
4 |
33 |
90 |
0,83 |
133,5 |
500 |