Булат (булатная сталь) (от перс. pulad - сталь) - углеродистая литая сталь со своеобразной структурой и видом (узором) поверхности, обладающая высокой твердостью и упругостью.
Первые упоминания находят у Аристотеля. В средние века булат (также дамасская сталь) и отчасти в новое время служил для изготовления оружия исключительной стойкости и остроты. Научные основы изготовления булата были разработаны в 19 веке русским горным инженером П. П. Аносовым. В 1837 году на Златоустовском заводе впервые в России был получен литой булат. Надо отметить, что в конце XIX века в Европе возродился интерес к булату. Многими учеными и металлургами производились опыты получения булата путем прибавления к обычной стали различных металлов.
Самый древний способ изготовления булата состоит в сплавлении очищенной железной руды с графитом в тиглях. Позднее для получения булата стали применять чистое железо, сплавляя его с чугуном. Используется и другой способ - кузнечная сварка сплетенных в жгут стальных полос или проволоки с различным содержанием углерода. При этом было обнаружено, что лучшие образцы булата нередко содержали примеси вольфрама и никеля, а исследования механических качеств этого металла свидетельствуют о его необыкновенной твердости, связанной с ковкостью и тягучестью.
Приняв во внимание особенности булатной стали, разработчики "Вист-сервис" решили "перековать мечи на блокираторы", и вот в 2001 году на свет появился совершенно новый по своим техническим качествам механический блокиратор КПП с грозным названием "Витязь". Забегая вперед отметим, что на сегодняшний день это единственная механическая охранная система, прошедшая тест "Анти криминал 2001". Его конструкция в течение отведенного на тест времени полностью исключила возможности:
1. вдавливания-выдавливания и перепиливания блокирующих элементов;
2. демонтажа замка;
3. демонтажа личинки замка;
4. отжатия защитного фиксатора блокирующего элемента;
5. перепиливание и отгиба кронштейна;
6. вскрытия личинки замка при помощи отмычек или иных приспособлений.
Принцип действия данной модели классический - блокировка тяги КПП. Основное внимание уделялось усовершенствованию конструкции. Так, например, блокирующий штырь выполнен с использованием технологии изготовления булатной стали, в дополнение произведена поверхностная цементация, увеличившая твердость стали до 63-65 HRC. Это не единственное новшество "Витязя" - полностью изменен фиксирующий механизм замка - теперь он исключает возможность отжима и излома.
Замок - знаменитая PIN-кодовая личинка "Sentry", но в модели "Витязь" число комбинаций увеличилось до 4-х миллионов, а PINы через один каленые, что приводит к порче инструмента угонщика при попытке "интеллигентного" вскрытия. Рабочий механизм личинки "Витязя" защищен специальными штифтами различной степени твердости. При "пробивании" алмазным сверлом верхнего штифта сверло упирается в каленый штифт, отгибается в сторону и ломается. Фиксирующий и исполнительный механизмы выполнены из высокопрочной оружейной стали, а в защите и монтаже устройства применена схема "слоеного пирога", проще говоря, как в компьютерных играх - не преодолев один уровень защиты, не подобраться к следующему.
"Витязь" прост в установке. Монтаж осуществляется в салоне автомобиля конкретной марки по заводской разметке, с использованием срывных каленых болтов, при этом не требуется специального инструмента и высокой квалификации мастера. Блокиратор "Витязь" органично вписывается в интерьер салона автомобиля, не нарушает его дизайн и полностью безопасен в эксплуатации.
Проанализировав все особенности "Витязя", можно с уверенностью сказать, что потенциальному угонщику для вскрытия блокиратора необходимо будет запастись не только солидным запасом времени, но и не менее солидным инструментальным арсеналом. Но в поединке с угонщиком "Витязь", как и его прототип булатный меч, останется победителем, и защитит Ваш автомобиль от посягательств врага.