На
этих машинах ездили римские папы Павел VI и Иоанн-Павел II, банкир Н.Рокфеллер
и английская принцесса Елизавета, русский император Николай II, вождь революции
В.Ленин, генсек ЦК КПСС Л. Брежнев. Когда был подписан пакт о ненападении между
фашистской Германией и СССР, машину именно этой марки Риббентроп подарил советскому
министру В.Молотову. Читатель, надеемся, уже понял, что речь идет о лимузинах
"Роллс-Ройс".
Впрочем, скептики полагают, что ореол, десятилетиями сиявший вокруг великолепных машин, ныне несколько потускнел. "Роллс-Ройс" во многом утратил свою исключительность потому, что стал доступен для любого имеющего деньги. Сейчас "Роллс-Ройсы" покупают арабские шейхи, золотодобытчики с Аляски, строители финансовых пирамид. Одну из таких машин в свое время доставили в Чечню — на ней ездил Джохар Дудаев. Президенту Калмыкии Илюмжинову тоже нравятся "Роллс-Ройсы". У него их два — один, темно-синий, для Москвы, второй, белый, для разъездов по Элисте. Говорят, недавно он прикупил еще один — красный Silver Cloud 50-х годов. По самым скромным подсчетам в России не меньше ста автомобилей этой прославленной марки. Вот почему поговаривают, что "Роллс-Ройс" утратил блеск аристократизма и стал просто люкс-каром.
...История компании началась 1 мая 1904 года — в этот день в одном из фешенебельных манчестерских ресторанов встретились двое весьма непохожих людей. Один — Фредерик Генри Ройс, сын мельника, механик-самоучка и владелец компании, выпускавшей электрокраны и динамомашины. Второй — Чарльз Стюарт Роллс, увлеченный автомобилями и аэропланами спортсмен, выпускник престижного Тринити-колледжа в Кембридже, аристократ, наследник многомиллионного состояния. За столом они обсудили планы создания нового автомобиля, а вскоре после этой встречи подписали договор о создании компании "Роллс-Ройс". С самого начала в основу философии новой фирмы её создатели заложили изготовление автомобилей чрезвычайно высокого качества. Возможно, эта концепция появилась в результате неудачной покупки — незадолго до памятной встречи Ройс купил двухцилиндровую французскую машину "Дековиль", которая его не вполне устраивала. Механику запала в голову идея разработать свою собственную модель — "автомобиль выше всякой критики". Теперь мы знаем, что компаньонам это вполне удалось.
Самая первая машина, собранная новой фирмой, до сих пор стоит в гараже семейства Лав, которое замкнуто живет в своем родовом поместье. Лишь известному английскому гонщику С.Моссу владельцы не смогли отказать, когда тот готовил энциклопедию классических британских машин. Снимки первого "Роллс-Ройса" появились в прессе, но и только — его хозяева очень редко дают согласие на участие уникальной машины в пробегах, а продать раритет категорически отказываюся. Пыталась его выкупить сама компания "Роллс-Ройс" — заполучить историческую реликвию для неё было делом чести. Не получилось...
Перечислить все модели, выпущенные компанией за сто лет, в коротком обзоре просто невозможно, расскажем вкратце лишь о наиболее известных.
Утверждение легендарной марки началось с шасси 40/50 HP, продажи которого компания начала в 1907 году. Как и все автостроители тех времен, партнеры не производили кузовов — их отдельно изготовляли кузовные ателье по заказу самого клиента, порождая огромное количество вариантов "Роллс-Ройсов" с единым шасси. Этой машине дали необычное имя — "Silver Ghost" (Серебряный Дух). Говорят, своим названием автомобиль обязан посеребренным наружным деталям одного из первых образцов и необычайно тихому двигателю. Если верить легендам, самым громким звуком в салоне было тиканье часов пассажиров (встроенных часов в первых моделях не было). Действительно, разработанный Ройсом шестицилиндровый семилитровый мотор благодаря тщательно изготовленным деталям и хорошо уравновешенному коленвалу работал поразительно тихо и мягко. У машины была мощная рама из высококачественной стали, а мосты подвесили на длинных полуэллиптических рессорах — они придали редкую плавность хода. "Silver Ghost" стал едва ли не самым известным автомобилем на планете — уже в 1907 году создатели рекламировали его как "лучший автомобиль в мире". Попутно компания занимается и производством аэропланов. В 1910 году один из них упал с высоты всего лишь семь метров и разбился — в этой катастрофе в возрасте 33 лет погиб Чарльз Роллс.
После гибели друга и партнера Генри Ройс наладил производство авиадвигателей высочайшего качества и надежности, а во время первой мировой войны основал собственную авиакомпанию. Но все-таки главным делом Ройса оставались автомобили. "Я — механик", — отвечал он, когда его спрашивали о профессии: Ройс прекрасно знал все технологические операции на своем заводе, и нередко сам показывал, как надо работать. Незадолго до смерти за выдающиеся заслуги перед Великобританией Ройс получил титул барона. Но вернемся к машинам...
Модель Silver Wraith ("Серебряное Привидение") была разработана в 1938 году, но выпускали её и после Второй мировой войны. Автомобиль массой около 2,5 тонн мог двигаться с максимальной скоростью 135 км/ч. У машины были гидравлические тормоза, а после 1952 года и автоматическая коробка передач. Был выпущен 491 экземпляр этой модели. Престиж марки был столь велик, что в 50-х годах компания становится поставщиком автомобилей для британского королевского дома и многих правящих и аристократических семейств мира.
Потом были "Фантомы" Y и YI — шестой, разработанный в 1968 году, считался самым престижным автомобилем компании. В салоне стоял кондиционер с двумя уровнями климатизации по высоте. У машины был V-образный восьмицилиндровый двигатель — его мощность традиционно не сообщалась, но до 180 км/ч мотор разгонял авто без труда. Эта модель выпускалась до 1991 года.
Потом самой престижной стала считаться модель Silver Spur II ("Серебряная шпора"), её годовое производство не превышает 25 машин. Автомобиль стоимостью под 300 тысяч долларов по карману только очень состоятельным людям, его покупают главы правительств и транснациональных корпораций. Эта модель вобрала все лучшее, на что способен "Роллс-Ройс". В серийную комплектацию лимузина входят компьютер, видеоплеер с двумя цветными экранами, которые встроены в подголовники передних сидений, холодильник, два телефона сотовой связи, факс. Двигатель мощностью 305 л.с. разгоняет трехтонный лимузин до "сотни" за 9,5 секунд.
На подходе очередная новинка, которая должна поразить сильных мира сего. Но готовят её уже не англичане, а немцы. В 1980 году, когда "Роллс-Ройс" очередной раз оказался на грани кризиса, компанию приобрел военно-промышленный концерн "Виккерс". Вложив около 40 миллионов фунтов стерлингов, оборонщики провели модернизацию устаревавших заводов, внедрили конвейер, вдвое сократили полный цикл изготовления одного автомобиля. Но это не изменило главного — "Роллс-Ройсы" изготавливаются вручную и только по заказам. При неудачной экономической конъюнктуре объем заказов мог сократиться вдвое, и тогда уж конкуренты не упустят своего шанса захватить лидерство в наивысшем и самом престижном из всех классов автомобилей. "Виккерс" решил продать компанию...
На неё претендовали несколько групп, в числе которых были три немецких гранда: "Даймлер-Бенц", "Фольксваген" и "БМВ". Перипетии борьбы за контроль над знаменитым брендом мы рассказывать не будем — это была долгая и весьма сложная финансовая игра. Итогом борьбы за легенду британского автомобилестроения стало соглашение, по которому "Фольксваген" приобрел заводы "Бентли" и "Роллс-Ройс", а "БМВ" купил бренд. Поэтому "Фольксваген" начал сворачивать производство "Роллс-Ройсов" и расширять выпуск "Бентли", а баварцы — готовить выпуск машин с громким именем.
Премьера
нового "Роллс-Ройса" образца 2003 года состоялась почти год назад на автосалоне
в Детройте. Дебют был устроен в США не случайно — здесь продается большая часть
продукции компании. Модель "Фантом" знатоки оценили неоднозначно. Одни говорили,
что она воплощает в себе самую суть марки, другие не нашли в ней ничего интересного
— "этот автомобиль просто нависает над вами, как айсберг". И все же машина сохранила
английский образ и дух своих знаменитых предков, к тому же получила высококачественную
немецкую техническую начинку.
Что впереди? Поживем — увидим. Прецедент есть. "БМВ" однажды уже купил английскую фирму "Ровер", а вскоре продал её... за символическую цену в 10 фунтов стерлингов. Да еще сам был вынужден приплатить, чтобы сбыть с рук "Ровер", который принес баварцам многомиллиардные убытки.