Кино как способ заработать для владельцев редких и раритетных машин
Редкий игровой фильм, особенно остросюжетный, обходится сегодня без участия автомобилей и другой автотехники. Где режиссеры и продюсеры находят машины для съемок своего фильма: покупают, берут в аренду или им все это предоставляет киностудия? С этого вопроса журналистка Ольга Веременюк начала беседу с главным инженером киностудии «Беларусьфильм» Василием Зубовым.
— Есть три пути, по которым автотехника попадает на съемки, — рассказывает Василий Терентьевич. — Первый — продюсеры сами ее приобретают за бюджетные деньги фильма, второй — арендуют у частных лиц или организаций, третий — пользуются той автотехникой, которая есть у киностудии, где ведутся съемки. Какой вариант предпочесть, руководство съемочной группы решает исходя из бюджета фильма. Вот пример: снимался на нашей киностудии фильм «Момент истины». Там по сценарию должно быть задействовано десятка два грузовиков военной поры, а у нас был всего один «Студебеккер». Мы купили в одной из воинских частей 20 списаных «ЗИСов» и отправили на Минский авторемонтный завод. Там их восстановили, придали им облик «Студебеккеров». Кстати, на это ушла большая часть бюджетных денег фильма, зато все машины были на ходу и выдержали съемки. Потом они пригодились для съемок фильма «В августе 44-го». Но хранить, поддерживать в рабочем состоянии всю эту технику накладно, а перспектива съемок еще одного подобного фильма пока не предвидится. Пришлось оставить всего шесть машин, а остальные разобрать на запчасти.
У частных лиц арендуют в основном раритетные машины. К примеру, для съемок в фильме «Кукла» потребовались «Виллис», «Додж», «Победа», «эмка» и т.п. Режиссеры обратились в клубы любителей автомотостарины. С владельцами этих авто заключается договор, где оговаривается все: от арендной платы одного съемочного дня до возможности перекраски автомобиля, его восстановления после съемок и т.д. Кстати, хозяева таких машин с удовольствием отдают своих любимцев для кино. Одним хочется увидеть их в кадре, для других — просто неплохой приработок.
Возьмем для примера ту же «Куклу» — за один съемочный день владельцы автомобилей «Виллис»,»Додж» и «Победа» получали около 90 долларов. «Эмка» стоила 80, а «Москвич-401» — 55 долларов. Новые современные авто обычно тоже арендуются у частных лиц. Но назвать конкретно стоимость съемочного дня таких машин трудно — всё зависит от состояния автомобиля, года выпуска, модели, марки, внешнего вида, от условий, на которых заключается договор.