Немецкие и чешские мотивы причудливо переплелись в истории завода «Шкода». Она
и началась-то с немецкого велосипеда, который купил себе в 1894 году книготорговец
Вацлав Клемент из чешского городка Млада Болеслав. А ныне продолжается немецкими
автомобилями «Фелиция», «Октавия» и «Фабия» — «Шкодовку», как ласково называли
чехи завод, которым гордились целое столетие, купил немецкий концерн «Фольксваген».
И с воротилами третьего рейха «Шкодовка» ухитрилась породниться — в марте 1939
года гитлеровская Германия захватила Чехословакию, а вскоре после этого должность
управляющего по внешним продажам на «Шкоде» занял Альберт Геринг, родной брат
«наци №2». Правда, в отличие от своего снискавшего кровавую славу брата, Альберт
Геринг держался подальше от политики. Но не от морали. Во время войны на заводе
действовали подпольщики, устраивавшие акции саботажа. Альберт по мере возможностей
поддерживал их. Ему удавалось освобождать заключенных из концлагерей и давать
им работу. А когда директор «Шкоды» Ян Моравек попал в поле зрения гестапо,
Альберт Геринг организовал ему вместе с семьёй отъезд в Румынию. В 1944 году
Альберта Геринга по приказу шефа гестапо Мюллера арестовали. Герману удалось
освободить брата, однако он предупредил, что больше не сможет выручать его —
над самим рейхсмаршалом сгущались тучи.
Вряд ли надо объяснять, что одно лишь имя Альберта Геринга помогало «Шкоде» неплохо зарабатывать на военных заказах. Однако всё пошло прахом в 1945 году, когда исход войны был очевиден. Английская авиация, ни разу до того не сбросившая на завод ни одной бомбы, превратила его в руины. Такие вот у нас были союзнички — понимали, что завод окажется в советской зоне оккупации.
Но вернемся к истокам. Купив велосипед, Вацлав Клемент обнаружил в нем неисправности, о чем и написал на завод в Дрезден. Письмо вернулось назад с припиской: если автор хочет получить ответ, пусть обращается не на чешском, а на немецком языке. У Клемента взыграли патриотические чувства, и вместе со своим тезкой Вацлавом Лореном он решил показать немцам, что чехи сумеют делать велосипеды получше. Компаньоны создали небольшое, в сущности, семейное предприятие, на котором работали и они сами, и их жены, и двое друзей. Вскоре на свои велосипеды «Славия» они начали монтировать одноцилиндровый мотор. Потом был четырехколесный мопед с двухцилиндровым мотором, а в 1905 году Лорен и Клемент выкатили из ворот свой первый автомобиль «L&K Voiturette». В 1907 году партнеры начали трансформировать семейную фирму в акционерную компанию, а завод в Млада Болеславе постепенно превращался в крупнейшего производителя автомобилей в Австро-Венгрии, в которую входила тогда Чехия.
Очередная глава в истории завода началась в 1925 году, когда объединились два акционерных общества — Лорена-Клемента и Эмиля Шкоды, фамилия которого впоследствии стала названием и торговой маркой концерна. Тогда же родилась и эмблема, украшающая автомобили «Шкода» и поныне. Большинство автолюбителей и даже владельцев этих машин уверены, что это просто стилизованное изображение какой-то птицы. Легенда гласит иначе. Когда Эмиль Шкода путешествовал по Америке, его гидом был индеец, убранство которого и подсказало идею эмблемы. Стрела символизирует совершенствование технологии, крыло — «созидательный человеческий дух», а глаз на крыле — бдительность. Концерн бурными темпами расширял спектр своего производства — начал выпускать трейлерный тягачи, бронированные автомашины, тракторы, двигатели для аэропланов, и даже... самолеты. Кстати, в социалистическом лагере «Шкода» славилась отнюдь не своими легковыми автомобилями, которые выпускала, главным образом, для внутреннего рынка, а магистральными электровозами. Но нас, естественно, интересуют автомобили.
В 1934 году завод в Млада Болеславе выпустил «Шкоду Популяр» с новой системой трансмиссии — эта машина спустя два года выиграла один из заездов на ралли в Монте-Карло. После войны появилась «Шкода-1101 Тудор», в 1954 году появилась «Шкода-440», а следом за ней «Шкода Октавия» (нынешняя «Октавия» названа в память о той, еще чешской машине). За 12 лет было выпущено около 300 тысяч таких машин. В 1964 году в Млада Болеславе вступил в строй новый завод, рассчитанный на выпуск 120 тысяч машин в год и дебютировавший моделью 1000 МВ с расположенным сзади двигателем. Эта компоновочная схема применялась на всех автомобилях марки «Шкода» вплоть до конца восьмидесятых годов.
В 1988 году началось производство переднеприводного «Фаворита» — это был серьезный конкурент нашим «жигулям», «ладам» и «самарам» в странах социалистического содружества. Но в следующем году Чехословакия рассталась с социализмом и вернулась на капиталистический путь развития. Еще через год завод встал — во вторник 2 февраля с конвейера сошло 212 машин «Фаворитов», в среду — 57, а в четверг — ни одного. Виновником оказался президент Вацлав Гавел — что понимал в производстве писатель и правозащитник. В погоне за популярностью автор абсурдистких драм невольно устроил театр абсурда на «Шкоде», подписав закон об амнистии. На многих предприятиях, в том числе и на «Шкодовке», работали заключенные. Они покинули завод, остановился главный конвейер, опустели прессовые и кузнечные цехи. Вслед за заключенными завод покинули 1500 вьетнамских рабочих. Выросли цены на комплектующие, начались перебои с их поставкой, «Фавориты» дорожали, их качество ухудшалось.
А тут еще открыли границы, в Чехию пошли автомобили западноевропейского производства. Словом, по другим причинам, но «Шкода» так же прочно села на мель, как наш «Москвич».
Правительство решило продать завод заграничному инвестору. Среди 24 соискателей на эту роль претендовали и такие фирмы, как «БМВ», «Дженерал Моторс», «Рено». Но наиболее приемлемые условия предложил концерн «Фольксваген». Продажа национального достояния вызвала неоднозначную реакцию в чешском обществе, и дело тут не только в неизжитых стереотипах социализма. В советское время писать об этом было не принято, но те, кто часто бывал в Чехословакии, хорошо знал, что в каждом подворье у западной границы люди держали в гаражах и сараях полностью заправленные машины с кое-какими вещичками в багажнике. На них не ездили, они стояли на случай немецкой аннексии — после войны чехи очень долго не могли поверить в миролюбие ФРГ. Так что покупка «Шкодовки» «Фольксвагеном» сопровождалась массовым неодобрением населения и глухим ворчанием — дескать, мало мы от них пострадали. Тем не менее, в 1991 году «Фольксваген» приобрел 70% акций чешского завода, который с тех пор фактически перестал быть чешским. К слову, не только чехам пришлось поступиться своим патриотизмом — «Фольксвагену» принадлежат и баварская фирма «Ауди», и итальянская «Ламборджини», и британская «Роллс-Ройс», и испанская «Сеат».
Новый
владелец «Шкоды» сохранил производство «Фаворита», уделив внимание прежде всего
его качеству, и начал исподволь готовить к производству новую модель. В 1994
году появилась «Фелиция», затем «Октавия» , выполненная уже на платформе, разработанной
немецким концерном, затем и «Фабия». Машины настолько популярные у нас, что
не стоит и говорить о них подробно.
По проекту «Фольксвагена» в Млада Болеславе построен один из самых современных автомобильных заводов в мире, способный выпускать современные автомобили высокого качества и вполне конкурентоспособной стоимости. А разговоры о патриотизме и «распродаже родины» сами собой затихли. Что тут говорить, если треть всех рабочих мест Чешской республики так или иначе существуют благодаря деятельности на чешской земле немецкого завода.