«Испано-сюиза». Машина, которая в первой половине минувшего века была таким
же символом высокого положения в обществе, каким у нас еще недавно был шестисотый
«мерседес». Модель «Испано-Сюиза H6» в 20-е годы считалась одной из наиболее
престижных машин. Автомобили Н6 стояли в гаражах испанского короля Альфонсо
ХIII, французского банкира барона Ротшильда и других сильных мира сего.
«Испано-сюиза». Машина, которая была героиней литературных произведений и кинофильмов. Один из романов популярного в то время писателя П.Фронде назывался «Человек на «Испано». В кинотеатрах крутили ленту, персонажи которой щеголяли на белой «Испано-сюизе» с кузовом торпедо.
«Испано-сюиза». Марка, история которой оборвалась в расцвете своей славы. В 1937 году завод прекратил выпуск автомобилей — в канун неизбежной войны для Франции приоритетом стало производство авиамоторов.
Возможно, последняя фраза вызвала у читателя недоумение — так чья это машина, испанская или французская? Однозначно ответить трудно — автомобили этой марки делали в разных странах. Безусловно правильным ответом будет такой: машины с аистом на решетке радиатора, которыми сейчас гордятся коллекционеры, — это творение швейцарского конструктора Марка Биркигта.
Марк Биркигт родился в 1878 года в Женеве. Здесь он окончил школу механики, а в 20 лет в соответствии с швейцарскими законами прошел школу рекрутов и получил военную специальность оружейного мастера. Через год молодой оружейник приехал в Испанию — в Барселоне работал один из его друзей. Марк устроился на работу в компанию, производившую электромобили. Это сейчас, когда эксперты предрекают истощение мировых ресурсов нефти уже в середине XXI века, мы уповаем на электромобили как на машины будущего. Тогда же они многим казались архаикой — наступала эра экипажей с бензиновыми движками. Ими и увлекся Биркигт. Однако ему не очень-то везло — фирмы, в которых он работал, постоянно сталкивались с финансовыми трудностями. Повезло Марку в 1904 году, когда он познакомился с финансистом Дамианом Мате. Они стали партнерами, создали компанию «Испано-сюиза», в которой двадцатишестилетний инженер занял пост технического директора. Три фаэтона «Испано-сюиза» приобрел двор короля Испании Альфонсо ХIII. А через год сконструированная Марком модель 20НР заинтересовала швейцарского промышленника Пиктета, котрый купил лицензию на производство трехсот автомобилей. В 1906 году фирма «Пикар-Пиктет» выпустила первую серию автомобилей «Испано-сюиза 20НР» — в Швейцарии их называли «Пик-Пик».
В 1907 году появилась модель 45НР с четырехцилиндровым мотором объемом 3414 «кубиков», через два года на гоночные трассы вышла названная в честь короля спортивная машина «Альфонсо ХIII». В 1912 году «Испано-Сюиза» получила мотор мощностью 64 л.с., разгонявший обычный четырехместный автомобиль до 110 км/ч, а спортивную версию — до 130 км/ч. Немалая скорость по тем временам.
Но Испания — страна бедная, и дорогие машины особым спросом в ней не пользовались. Биркигт решил открыть филиал фирмы в процветающей Франции. Здесь, в пригороде Парижа, родился новый четырехцилиндровый мотор с верхним распредвалом и полусферической камерой сгорания. Его мощность достигала 100 «лошадей», им оснащали «испано-сюизы» с разными кузовами. А потом началась Первая мировая война, в которой фирма «Испано-сюиза» отличилась своими авиационными моторами, которыми оснащала свои самолеты не только Франция, но и Англия, США, Италия, Япония. Французский ас Г.Гинеме нарисовал на фюзеляже своего самолета аиста — после гибели летчика эта птица стала фирменным знаком «Испано-сюизы».
На
первом послевоенном Парижском автосалоне в 1919 фирма представила «Испано-сюизу
Н6». Этот комфортабельный лимузин считался одной из лучших машин, созданных
в те годы, — именно он сделал имя фирме. Оснащенный сдвоенным карбюратором типа
«солекс» шестицилиндровый двигатель (6597 куб. см) развивал 100 л.с. В сущности,
фирма выпускала только мотор и шасси, верхнюю «одежду» машин по заказу «Испано-сюизы»
кроили известные кузовные ателье. В 1924 году Н6b получила усилитель тормозов
и двигатель с алюминиевым блоком цилиндров. Эластичный мотор без труда разгонял
машину на третьей, прямой, передаче с 30 до 130 км/ч. «Испано-сюиза» считалась
символом французского изящества, так же, как «Роллс-Ройс» — символом британского
аристократизма, а «Майбах» — немецкой солидности.
На Парижском автосалоне 1931 года Биркигт презентовал модель 54СV с V-образным двенадцатицилиндровым почти десятилитровым двигателем мощностью 210 л.с. У мотора был верхний распредвал, его поршни были изготовлены из сплава, разработанного самим Биркигтом. В числе технических новинок были автоматический термостат и электрический бензонасос, расположенный в баке. Двойное дублирование (четыре катушки, два прерывателя-распределителя и по две свечи на цилиндр) обеспечивало безотказную работу системы зажигания. Развивая успех, Биркигт через три года создал модель 68 bis, доведя объем мотора до 11 310 «кубиков», а его мощность — до 250 «лошадей».
Но в воздухе уже пахло войной. В 1937 году французский завод прекратил выпуск автомобилей и сосредоточился исключительно на производстве авиамоторов, от которого, кстати, никогда и не отказывался. Но теперь оно стало главным. В Барселоне же «Испано-сюизу» выпускали до 1943 года. Открытые в 1938 году филиалы фирмы в Швейцарии и Англии к автомобилестроению отношения не имели, занимались вооружениями и всё теми же авиамоторами.
После войны Биркигт создал прототип переднеприводного автомобиля, но успеха он не имел. Не потому, что был плох — плоха была разрушенная войной Европа. Автомобили такого класса, на котором всегда специализировалась «Испано-сюиза», некому было покупать.