Первый немецкий переднеприводной.
«Никакими
словами не передать чувств, которые я испытал, когда 23 августа 1932 года после
долгого отсутствия вновь вошел в заводские цеха, созданные мной. Они не видели
меня очень долго». Так прокомментировал один из патриархов немецкого автомобилестроения
Август Хорьх свое возвращение в фирму, носящую его имя, после длившегося 23
года изгнания.
Хорьх был отцом-основателем сразу двух известных германских автомобилестроительных компаний. Машины марки «Хорьх» стоят в одном ряду с самыми знаменитыми автомобилями 30-х годов, у марки «Ауди» ныне мировая известность. Фирму August Horch & Co конструктор, предприниматель и автогонщик создал еще в 1899 году, однако через десять лет его «ушли» из собственной компании. Основания к тому были — Хорьха считали неординарным, даже слегка авантюрным конструктором, к тому же неуживчивым человеком. Достаточно сказать, что его первое авто, созданное в 1900 году, было оснащено сблокированной с главной передачей КПП — действительно неординарная по тем временам схема. Но в злополучном 1909 году Хорьх разработал неудачный двигатель, поставивший фирму на грань разорения.
Изгнанный из собственной компании Хорьх сразу же основал новую и дал ей, конечно же, свою фамилию. Бывшие партнеры, а теперь уже конкуренты, через суд потребовали изменить название. Так появилась «Ауди». История общеизвестная, её изложение отличается только в деталях. По одной версии название подсказал школьник, сын одного из акционеров. Услышав слова судьи «Выслушайте и другую сторону», зубрила вслух перевел фразу на латынь: «Audiatur et altera pars!» Тут все вспомнили, что латинское «audi» и немецкое «horch» означает одно и то же — слушать, прислушиваться. По версии более прозаичной Август Хорьх, знавший смысл своей фамилии на обоих языках, оставил-таки её в названии фирмы, пусть и на латыни.
Так или иначе, но возвращение Хорьха было триумфальным лишь отчасти. Немецкий автопром переживал трудные времена — начинавшийся промышленный кризис тридцатых годов вынудил ряд компаний объединиться в концерн «Ауто-Унион» — в него вошли ДКВ, «Вандерер», «Хорьх» и «Ауди». Хорьха пригасили сначала лишь членом наблюдательного совета концерна, но уже через полгода он стал директором. Говорят, что в конструировании он не участвовал, но, безусловно, в создании «Ауди-фронт», первого массового переднеприводного немецкого автомобиля есть и его заслуга. Не исключено, что успехи переднеприводных гоночных болидов «Ауди Унион», обгонявших «Мерседесы», «Альфа-Ромео» и «Бугатти», склонили руководство концерна к мысли предложить немцам переднеприводную машину и для повседневной эксплуатации.
«Ауди-фронт» была своего рода демонстрацией возможностей кооперации. Двигатель для неё, сконструированный Фердинандом Порше, делала фирма «Вандерер». Однодисковое сцепление было не привычным сухим, к его трущимся поверхностям подавалось масло из смазки двигателя — так достигалась плавность включения. Агрегаты поставлял «Хорьх», кузова по обыкновению тех времен делали специализированные ателье. Но сам автомобиль носил марку «Ауди», марку новой фирмы Хорьха — патриарх мог торжествовать.
Преимущества переднеприводных схем уже тогда были ясны конструкторам, недаром же эта компоновка стала модной в тридцатые годы (хотя первые гоночные машины с приводом на передние колеса появились в США еще в 1906 году). Автостроители понимали, что на передних ведущих колесах легче проходить повороты, поскольку сила тяги всегда приложена в направлении их вращения, а не под углом. Отсутствие карданного вала позволяет понизить пол салона, уменьшить клиренс и повысить устойчивость.
Словом, «Ауди-фронт» не был сенсацией даже в Германии — первым переднеприводным немецким автомобилем был появившийся в 1926 году Rumpler (правда, из-за мелкосерийности он был почти не замечен на рынке). А выпускавшуюся тогда малолитражку Adler Trumph вряд ли можно было считать конкурентом. В Англии привод на передние колеса имели «Элвисы» (Alwys), но то была двухместная спортивная машина. Американский Cord 812 был чересчур роскошным и дорогим. К тому же Хорьх активно боролся за ограничение ввоза американских автомобилей.
Особого успеха «Ауди-фронт» не снискал. Из-за неотработанности ШРУСы часто выходили из строя. И за «фронтальной» последовала заднеприводная «Ауди-920». Но все-таки «Ауди-фронт» был первым массовым переднеприводным немецким автомобилем и уже поэтому занял свое место в истории автопрома.
После
второй мировой войны город Цвикау оказался сначала в оккупационной зоне СССР,
потом в ГДР. Заводы ДКВ, «Вандерер», «Хорьх» и «Ауди» были национализированы,
марки «Хорьх» и «Вандерер» исчезли навсегда. А марка «Ауди» жива и поныне, хотя
эти автомобили делают не в Цвикау, а в Ингольштадте. Заводы «Ауто Унион», оставшиеся
в англо-американской зоне, в 1964 стали собственностью компании «Фольксваген»,
которая решила возродить марку — на автосалоне во Франкфурте успешно дебютировала
переднеприводная «Ауди-60». После ряда слияний компанию переименовали в «Ауди».
В память о прошлом эмблемой фирмы стали четыре кольца, символизировавшие союз
ДКВ, «Вандерера», «Хорьха» и «Ауди». Прекрасная репутация современных «ауди»
— лучшая память о Хорьхе, основателе Audi Automobilwerke GmbH, человеке, фамилия
которого означает «слушай», хотя он не очень-то её оправдывал и редко прислушивался
к чужим мнениям.