ВАЗ-2115 — «европейская» машина в российском исполнении.
Недавно главный конструктор ОАО «АвтоВАЗ» С.Демин отметил, что модель ВАЗ-2115 становится все популярнее. «Обновленный экстерьер ВАЗ-2115 включает измененные передние крылья, удлиненный капот и спойлер на крышке багажника, — перечисляет С.Демин достоинства машины. — Это позволило существенно улучшить аэродинамику, уменьшить расход топлива и повысить устойчивость автомобиля при движении на высоких скоростях. ВАЗ-2115 имеет улучшенную светотехнику: это, во-первых, наличие противотуманных фар, дополнительного стоп-сигнала и совершенно новых фонарей, которые имеют большую площадь светоизлучения. На машине применены пластиковые «пороги» и молдинги на дверях. «Пороги» защищают кузов от повреждения лакокрасочного покрытия. Кроме того, автомобиль в целях повышения коррозионной стойкости имеет пластиковую защиту арок колес, называемую «локерами». В салоне можно увидеть новую панель приборов из полипропилена, новый отопитель, регулируемую рулевую колонку, новые обивки дверей. Годовая программа выпуска ВАЗ-2115 составляет порядка 50 тысяч автомобилей».
По случайному совпадению почти одновременно с этим панегириком в редакцию пришло письмо владельца машины, которую в просторечии называют «пятнашкой». Оно сразу же напомнило нам известную русскую пословицу: «гречневая каша сама себя хвалит». Судя по нему, главному конструктору стоило бы сначала послушать мнение потребителей, а уж потом петь гимн самому себе (или своему творению). Поскольку на ВАЗе это не принято, публикуем отклик полностью в надежде, что мнение владельца ВАЗ-2115 дойдет до С.Демина. Хотя и не надеемся, что он к нему прислушается.
Купил ВАЗ-2115 около года назад, продав свою старенькую «девятку». Радость покупки современного, как мне казалось, автомобиля, уже через неделю сменилась разочарованием. «Пятнашка» мало чем отличается от «девятки», а по многим параметрам заметно ей уступает. К примеру, управляемость на скоростях выше 100 км/ч гораздо хуже — машину водит, её задняя часть плавает по дороге. И это при том, что штатную резину я заменил дорогими импортными низкопрофильными покрышками. А сколько было публикаций в прессе, что это единственный российский автомобиль, «продутый» в камере, и поэтому аэродинамика у «пятнашки» изумительная. Не уверен, что эти сообщения соответствуют действительности — я имею некоторое отношение к авиапрому и знаю, что большие аэродинамические трубы есть в ЦАГИ, Академии им.Жуковского, еще кое-где, но не на ВАЗе. Если и «продували», то скорее всего уменьшенную модель, а это две большие разницы. Вообще опыт аэродинамических расчетов и натурных экспериментов в нашей стране есть только в аэрокосмических отраслях, но отнюдь не в автопроме.
Очень неудачно выполнен механизм, осуществляющий регулировку рулевой колонки. Руль нормально фиксируется только в верхней точке, а для того, чтобы жестко закрепить его в других положениях, не хватает хода эксцентрика. А если опустить руль в нижнее положение, баранка закрывает указатели панели приборов.
Ближнего света у машины НЕТ! Видимо, разработчики прекрасно знали, что фары машины толком не освещают дорогу, потому-то и ввели в штатную комплектацию дополнительные противотуманные фары. Однако по стандарту «противотуманки» должны быть желтыми, белые же использовать можно только в случае крайней необходимости, поскольку они ослепляют водителей встречных машин. Кстати, на одной из автомобильных выставок я посетил стенд компании ОСВАР, производителя фар головного света для «пятнашек», и поинтересовался, почему у этого автомобиля такой плохой ближний свет. Ответ был в духе известной фразы из чеховского рассказа «Жалобная книга» — лопай, что дают. Мне сказали, что у «копейки» фары светят еще хуже. ВАЗ убеждает нас, что «пятнашки» — машины европейского уровня, а его поставщик сравнивает свою продукцию со светотехникой сорокалетней давности и гордится, что она немного лучше.
В комплектацию моей «пятнашки» входил катализатор и лямда-зонд — в автосалоне мне объяснили, что машина соответствует стандарту «Евро-3». Соответствовала она недолго. Лямда-зонд вышел из строя через месяц, в связи с этим заметно возрос расход топлива. Купленный более чем за 100 долларов новый лямда-зонд прослужил около двух месяцев. Я не знаю, кто поставляет эти комплектующие на ВАЗ, и есть ли на предприятии входной контроль или же эти поставщики разговаривают с заводчанами так же, как говорили со мной ОСВАРовцы — лопай, что дают. Знаю лишь одно — тратить ежеквартально 200 долларов на ремонт новенькой машины я не могу себе позволить. Поэтому на СТОА мастера попросту отключили это устройство и исключили его из программы контроллера. Кстати, через несколько месяцев вышел из строя и датчик массового расхода воздуха — еще 100 долларов. Дороговато обходится нам невзыскательность ВАЗа по отношению к своим поставщикам.
Пластиковые облицовки кузова сделаны очень небрежно, создается ощущение, что их вырезали скверно наточенным ножом. К тому же они крайне плохо покрашены. Краска на переднем бампере стала облупляться после пробега чуть больше 20 тысяч километров. Причем, прежде всего эмаль отваливалась в тех местах, где установлены дополнительные фары. А пластиковую облицовку порогов, похоже, монтировали в дикой спешке — все четыре двери цеплялись за них нижней кромкой. Естественно, что через некоторое время кромки дверей начали ржаветь. Вообще, кузов очень плохо защищен от коррозии. Например, на сварных швах крыши следы ржавчины стали выступать уже через полгода после покупки машины.
Особого разговора заслуживают задние фонари «пятнашки» — это вершина инженерной мысли. На тоненькой гибкой плате нанесены токопроводящие дорожки, а лампы вставляются в пластиковые стаканчики. Люфты в местах контакта настолько большие, что на ухабах лампа отходит от платы. Сколько я не старался, но наладить задние плафоны так и не смог. Видимо, и об этом конструктивном дефекте разработчики ВАЗ-2115 тоже прекрасно знали, поэтому и поставили в задние фонари «пятнашки» четыре лампы габаритных огней и столько же сигналов тормоза. Логика железная — хоть одна из четырех ламп наверняка будет гореть. А если выйдут из строя все — есть еще дополнительный стоп-сигнал на спойлере багажника. Двух- и трехкратное дублирование применяется разве что в космической технике, но там оно обусловлено необходимостью обеспечить высочайшую надежность эксплуатации сложнейшей техники в экстремальных условиях. А здесь какой «экстрим»? Единственный — скверное конструктивное решение и низкое качество.
Два слова о спойлере багажника. Он, конечно, улучшает внешний вид автомобиля, но крышка багажника из-за него не фиксируется в верхнем положении, она постоянно опускается. Поэтому в багажнике, помимо домкрата, насоса и набора ключей я возил с собой еще и «специнструмент» — черенок от лопаты, которым подпирал при необходимости крышку багажника.
В общем, за год мне изрядно надоело заниматься доводкой автомобиля, который ВАЗ считает «европейской» машиной, и я сменил «пятнашку» на обычную «девятку», чему несказанно рад. Пусть мой новый автомобиль и не соответствует нормам «Евро-3», а его экстерьер выглядит весьма устаревшим, зато за двадцать лет производства «девятку» довели до приемлемого уровня. Как знать, может спустя еще лет двадцать и у «пятнашки» будут нормально светить фары, включаться стоп-сигналы, открываться багажник.