Четыре года назад на Московском автосалоне я увидел на стенде «АвтоВАЗа» необычную
модель. Она вызывала фурор среди публики, менеджеров ВАЗа засыпали вопросами:
— Это что, новая «десятка»?
— Когда будет на конвейере?
— Что за мотор?
А одна эффектная девушка воскликнула:
— С удовольствием поменяю на неё свой «Фольксваген»!
Менеджеры охотно объясняли: «21106 — машина, сделанная по канонам «АвтоВАЗа», в неё заложены лучшие дизайнерские идеи». От себя замечу — обычно ВАЗ не балует ими автолюбителей. Забегая вперед, скажу — я купил себе «сто шестую». В эксплуатации она показала себя выносливым и сильным бойцом, машиной для любителей активной езды. Доступность в обслуживании и приемлемая стоимость запчастей выводила ВАЗ-21106 на качественно другой уровень среди вазовских машин. Но особой заслуги тольяттинцев в этом нет. Новое качество придавал машине опелевский движок. Ни одна тюнинговая фирма, занимающаяся доводкой автомобилей ВАЗ, не может на сегодняшний день достигнуть таких технических характеристик — 150 «лошадей», расход топлива на сотню — до 12 литров, ресурс — до 300 тысяч км.
Свою машину я эксплуатировал в жестких условиях, и она не раз демонстрировала свое право на жизнь. Неприхотливая подвеска сделана под наши дороги, спортивные кресла «Recaro», передние и задние тормоза производства «Торгмашмоторспорт», выхлопная система «Ремус», резина размером 205х50R16 обеспечивают непривычные для отечественного авто возможности.
Не пытаюсь выдать свою оценку за истину в последней инстанции. Однако обменяться мнениями было не с кем — модель мелкосерийная, таких машин мало. Правда, нашел в одной из интернетовских «болталок» впечатления другого обладателя «сто шестой». Объективности ради процитирую несколько выдержек из его откровений.
«Характер
у ВАЗ-21106 очень «взрывной» — машина резвая, легка на разгон. Очень устойчивая
— передняя подвеска на 76 мм шире обычной. Реально разгонял её на хороших дорогах
Краснодарского края при двух пассажирах в салоне до 240 км/ч на одном «дыхании».
Может, она набрала бы и больше, но выше 240 спидометр не показывает, да и хороших
участков на дороге мало. Однажды инспектор ГАИ как-то неуверенно махнул нам
палочкой — то ли не поверил показанию своего радара, то ли думал, что мы не
остановимся. Мы люди законопослушные, остановились. Он направился к нам, и когда
понял, что это вазовская машина, у него глаза стали просто квадратными.
Он
не спрашивал документов, не говорил про штраф, попросил открыть капот, минут
10 все рассматривал, потом пошел к своей патрульной машине, вернулся с напарником.
Они и в салоне сидели, и в багажник лазили. Я предложил им самим прокатиться
— восторг, как у детей. Они уже начали со мной меняться на свою патрульную машину,
говоря, что в придачу отдадут свои пистолеты и радар. Мы посмеялись, и я поехал
дальше.
Без дополнительной обработки в салоне шумно, но это на любителя — некоторые знаменитые западные модели специально делаются шумные, чтобы чувствовалась сила двигателя. Нас это не устраивало, мы сделали очень мощную внутреннюю шумоизоляцию полов и дверей. Теперь все нормально.
Очень часто (шесть раз) выходили из строя электромагнитные клапаны, которые регулируют подачу охлаждающей жидкости в печку. Эту проблему мы решили очень просто, заменили российские на импортные — проблем как не было.
Передняя подвеска мягкая. Однако стойки «Торгмаша» мы с товарищем на обеих машинах трижды сменили по гарантии, потом, плюнув на бесплатную гарантию, купили по комплекту «Koni». Через 20 тысяч километров пробега загорелась лампочка компьютера — заменил лямба-зонд. Коробка, сцепление — без проблем.
Особо хочу отметить тормоза. Передние диски увеличенные, вентилируемые. Задние дисковые, с ними были проблемы. Колодки стирались через 7-10 тысяч. По разу меняли с другом задние суппорты — текли.
Кондиционер,
который устанавливает фирма ООО «ФРОСТ» (Тольятти) — такое барахло, что у меня
нет слов. Три раза выходил фреон, дважды летела муфта и дважды — подшипник на
насосе, один раз заклинил сам насос. А было это с детьми летом в степях Калмыкии,
где нет ни одного деревца вокруг, а жара стоит в 50-60 градусов. Каждый раз
фирма честно выполняла свои гарантийные обязательства, ремонтируя его. Но при
этом надо было ездить из Самары в Тольятти и оставаться на день без машины,
и так несметное количество раз».
Что ж, у каждого свои впечатления от старой доброй, мощной «сто шестой» с опелевским двигателем. Однако она в любом случае была достойным конкурентом бэушным иномаркам. Ни для кого не секрет, что 5 — 7 летние иномарки класса «GT» (а именно к этому классу относится ВАЗ-21106) пригоняют в Россию с выработанным ресурсом. Они постоянно нуждаются в подпитке умирающих, дорогостоящих запасных частей. А вот новая 21106 — уже не конкурент им. На неё стали устанавливать мотор «Экотэк» мощностью 136 л.с. И «сто шестая» потеряла свою привлекательность. Но, кажется, завод этого так и не понял.
Илья Цаппа