Самая полная информация по этой теме на: www.tzr.ru
НОВОСТИ
АВТОМОБИЛИ
АКСЕССУАРЫ
СИГНАЛИЗАЦИИ
БЛОКИРАТОРЫ
МУЗЫКА
АВТОСЕРВИС
НАШИ ТЕСТЫ
СПОРТ
ТЮНИНГ
О ЖУРНАЛЕ
ЮМОР
НАША ТОЧКА ЗРЕНИЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ
АРХИВ НОМЕРОВ
Электроника для дома
Обои на рабочий стол
Ателье Бертоне фабрика автомобильных шедевров

...Щедрое солнце, живописные ландшафты, мягкий средиземноморский климат, искрящееся вино. Что еще нужно для вдохновения? Благословенная земля Италии подарила миру блестящую плеяду талантов в музыке, литературе, живописи, архитектуре. Но сегодня разговор не об искусстве Ч о ремесле. Слово «ремесленник» в наши дни стало чуть ли не оскорблением, а ведь когда-то было почётным. Вернем же ему изначальный смысл.
Талантливейшим ремесленником был и Нуччио Бертоне, дизайнер, «одевавший» легендарные автомобили «Ламборджини», «Лянча», «Альфа-Ромео». Джузеппе Бертоне родился в 1914 году в семье туринского каретного мастера. Родители звали своего первенца ласковым именем Нуччио Ч под ним он и вошел в историю мирового автомобилестроения.
В средние века в Турине, столице Пьемонта, делали рыцарские доспехи. Когда эпоха рыцарства ушла в прошлое, перешли на кареты. А в XX веке ремесленники, передававшие секреты мастерства от отцов к сыновьям, переключились на автомобильные кузова. Связь времен здесь никогда не прерывалась. А работы было достаточно Ч именно Турин в начале двадцатого столетия стал местом концентрации итальянского автопрома. Помимо всемирно известного ныне «Фиата» здесь было множество мелких автомастерских. В нескольких кварталах от ателье Бертоне находилась фабрика, недавно открытая инженером Винченцо Лянча. Не удивительно, что фирмы начали сотрудничать, и в 30-е годы по улицам итальянских городов бегали различные модели Lancia, украшенные эмблемой Carozzeria Bertone (carrozzeria в переводе с итальянского Ч кузовная мастерская). В эти же годы Бертоне-старший заключает контракт на создание нескольких кузовов для новых моделей «Альфа Ромео».
Бертоне-младший в ту пору уже окончил экономический факультет и курсы автомобильного дизайна. Он носится по Италии в поисках заказчиков для отцовской компании. К 1952 году, когда Нуччио возглавил фирму, он накопил огромный опыт организатора производства. Именно талант управленца помог ему сделать семейное ателье законодателем автомобильной моды. Чего стоит одна лишь легендарная модель Lamborghini Countach, «одетая» в ателье Бертоне. Автомобиль, созданный в 1973 году, который до сих пор выглядит современным, машина, установившая каноны для суперкаров. Когда первый прототип выкатили во двор ателье, сам Нуччио в восторге воскликнул: «Countach!» (на местном диалекте Ч красотка). И Ферручио Ламборджини присвоил новой модели это имя, хотя прежде все свои машины называл породами быков Ч он родился под знаком Тельца, и на семейном гербе красовался бык.
По реакции Нуччио читатели наверняка догадались, что сам он не был автором Lamborghini Countach, как, впрочем, и других кузовов, сделанных в его ателье. Бертоне, образно говоря, был дирижером, который умел собрать в ансамбль талантливых исполнителей. В отличие от владельцев других кузовных ателье, Бертоне брал на работу молодых, неизвестных, зачастую неопытных конструкторов и предоставлял им возможности для творческого самовыражения. Многие потом становились выдающимися дизайнерами.
Всего восемь лет проработал у Бертоне Франко Скальоне. Но именно тогда, в 50-е годы ателье начало тесно сотрудничать с фирмой «Альфа Ромео». И в эти годы Скальоне создал машины, ставшие мировой автомобильной классикой. Среди них Ч модели серии BAT (Berlinetta Aerodinamica Tecnico), в которых были намечены многие аэродинамические и стилистические решения, впоследствии признанные безупречными. Выдающейся моделью, созданной Скальоне для «Альфа Ромео», была 2000 Sportiva 1954 года с кузовами спайдер и купе. В элегантных очертаниях кузова-купе были заложены многие современные идеи. К сожалению, покинув ателье Бертоне, этот талантливый дизайнер быстро сгорел, пристрастившись к наркотикам, входившим тогда в моду.
У Бертоне работали художники, имена которых стали вехами в истории автомобильного дизайна, Ч Марчелло Гандини, Марк Дешамп, Лучано ДТАмброзио и великолепный Джорджетто Джуджаро, которого многие считают лучшим, доныне непревзойденным автомобильным дизайнером.
В 1959 Нуччио Бертоне предложил пост главного дизайнера 29-летнему, никому не известному конструктору. Ёто и был Джорджетто Джуджаро, который своими шедеврами за несколько лет прославил ателье Бертоне. Его первым автомобилем стал 2000 Sprint Ч модель, которая стала одним из популярнейших автомобилей у гонщиков 60-х годов. Спустя три года Джуджаро предложил стиль нового купе Alfa Romeo. Общая компоновка конструкции напоминала 2000 Sprint, однако детали дизайна придавали автомобилю индивидуальность. Ёта модель вобрала в себя все удачи ателье Бертоне и стала одним из самых сбалансированных автомобилей своего времени. Когда Джуджаро решил начать собственное дело, на посту главного конструктора его сменил Марчелло Гандини, которому тогда было всего 27 лет.
Позволим себе небольшое отступление. Дизайнеров автопрома часто называют автомобильными кутюрье. Как и законодатели моды в одежде, они создают моду на машины. Поэтому все востороженные эпитеты, встречающиеся в этой публикации Ч всего лишь повторение оценок, которые давали машинам их современники. В любой моде нет абсолютных критериев. Её точное определение дал Бернард Шоу: «Мода Ч это управляемая эпидемия». А великолепная Коко Шанель любила повторять: «Мода Ч это то, что выходит из моды». Вот лишь один пример. Расставшись с Бертоне и создав фирму «Италдизайн», Джуджаро предложил острые угловатые контуры. Так родился «Фольксваген-Гольф» первого поколения Ч машина, буквально вытащившая в лидеры германский автоконцерн, прозябавший на рынке. Наши «восьмерки» и «девятки» Ч наследники того остроносого «Гольфа». Сейчас их презрительно называют «зубилами», а ведь их формы предложены непревзойденным Джуджаро Ч дизайнером №1. И скорее всего машины, восхищающие нас сейчас, у наших внуков вызовут лишь удивление по поводу столь неумеренных восторгов. Мода преходяща...
Но вернемся к ателье Бертоне. Марчелло Гандини быстро доказал, что не нуждается в скидках на возраст, создав свою первую классическую работу Ч легендарный суперкар Lamborghini Miura. После неё ателье Бертоне стало общепризнанным авторитетом по таким машинам. И фирма «Лянча» заказала Бертоне трансформацию прототипа Stratos Zero в «нормальный» спортивный автомобиль. Гандини приступил к проектированию кузова, и уже через год после представления публике Stratos Zero на Туринском салоне 1971 года был выставлен предсерийный образец Lancia Stratos, который произвел не меньший фурор, чем концепт-кар. Lancia Stratos задал новое направление развития раллийных авто. Правда, из-за низкого уровня комфорта большого спроса на Stratos не было. Последние машины (их было выпущено около 550 штук) «Лянча» со скрипом продала в конце семидесятых. Знало бы тогда руководство фирмы, что через двадцать лет Stratos станет самой дорогой моделью за всю её историю и займет достойное место в шеренге знаменитых авто XX столетия.
Таких машин у Бертоне было немало Ч всех не перечислишь. К уже упомянутым моделям Alfa Romeo Giulietta Sprint (1954 г.), Lamborghini Miura (1966 г.), Lamborghini Countach (1973 г.), Lancia Stratos (1974 г.) можно добавить такие известные серийные автомобили, как Opel Astra Cabrio (1993 г.), Fiat Punto Cabrio (1994 г.), Citroen Berlingo (1996 г.). Последний раз сам Нуччио появлялся на публике в мае 1996 года на автосалоне в Турине. Через год одного из законодателей автомобильной моды не стало Ч Бертоне скончался в феврале 1997 года. Он прожил 82 года, оставив своим детям неплохое наследство.
...Связь времен здесь никогда не прерывалась. Дело отца продолжают две его дочери Ч Мари и Барбара. Сегодня Carrozzeria Bertone представляет собой группу из четырех компаний, в которой работают 1500 человек. Фирма помогает ведущим автопроизводителям в разработке стайлинга автомобилей, подготовке технической базы, изготовлении натурных образцов и опытных моделей. Кроме того, ежегодно в ателье Бертоне делают до 15 тысяч машин.
SpyLOG
Турбонаддув. "Девятка" 5 секунд до сотни!
Hosted by uCoz