Сегодня слово «ламборджини» ассоциируется с распластанной на асфальте машиной, ревом мотора, запахом дорогой кожи и безумной скоростью. Что общего у модели «Ламборджини» Diablo SE, развивающей 324,8 км/час, с мини-тракторами? Да ничего. Однако человек, давший имя серии великолепных авто, был прежде всего удачливым производителем тракторов. Еще в военные годы сослуживцы восхищались умением молодого механика оживлять машины с минимумом запчастей. Вернувшись в 1946 году домой, Ферручио Ламборджини не стал заниматься традиционным виноградарством. Собрал из лома трактор и продал, а потом, увидев, что рынок сбыта огромен, начал скупать военную технику и переоборудовать её в carioch — по нынешней терминологии мини-тракторы. Незаменимая в фермерском хозяйстве вещь...
А суперкар — будь то «ламборджини», «феррари» или «бугатти» — атрибут человека из верхних эшелонов элиты. Не зря эти машины порой называют «аристокарами». Их держат в своих гаражах звезды Голливуда, известные певцы и спортсмены, арабские шейхи и европейские монархи. Стоят «аристокары» в зависимости от марки и модели от 100 до 200 с лишним тысяч долларов — этим сказано о них почти всё.
Почему
тракторостроитель вдруг решил создать автомобиль класса GT? Расхожая легенда
гласит — однажды Ферручио упрекнул Энцо Феррари в ненадежности некоторых его
моделей. Феррари посоветовал Ламборджини выпускать тракторы и не лезть не в
свое дело. Тогда Ферручио поклялся создать превосходящий «феррари» суперкар.
Реальность, видимо, прозаичнее. У Ламборджини был целый парк спортивных машин,
характеристиками и качеством которых он действительно был недоволен. Прибавьте
к этому инженерный талант и неуёмное честолюбие, и вы поймете решение Ламборджини.
Многие считали это причудой пресытившегося богача. Но Ферручио отнесся к новому
делу очень серьезено, он знал, что оно может принести и успех, и банкротство.
Первым
автомобилем Ламборджини был прототип 350GTV. Дебют машины состоялся в 1963 году
на Туринском автосалоне. Прототип делали в маленьком закоулке фабрики тракторов,
но это не помешало ему стать одним из элегантнейших авто того времени. Машину
построили так быстро, что двигатель не успели как следует подготовить для Турина.
На автосалоне мотор стоял рядом со стендом, а его место в автомобиле заняли
кирпичи, которыми нагрузили переднюю часть кузова. Никто из посетителей этого
и не заметил.
О двигателе и его создателе Джотто Биззарини надо сказать отдельно. В конце концов фамилия владельца компании, тысячекратно повторенная в эмблеме машин, стала нарицательной и вошла в историю. Но своим успехом суперкары Ферручио Ламборджини во многом обязаны движку Биззарини — воздадим же должное его таланту. Двенадцатицилиндровый V-образный мотор объёмом 3,5 литра со смещением в 60 градусов выдавал 360 «лошадей» при 8000 об/мин. Он на четыре десятилетия определил судьбу легендарных «ламбо». Его модифицированными версиями до сих пор оснащаются ослепительный Diablo 30th Anniversary Special Edition, современная модель Diablo SV и даже... гоночные катера.
А вот концепцию суперкара определил сам Ферручио. Машина должна быть агрессивной, аэродинамичной и легкой в управлении. Будучи двухместной, она должна быть достаточно комфортабельной для дальних поездок. Её не следует превращать в «техническую бомбу». Наконец, она должна быть дешевле «феррари»». Этой концепции до сих пор придерживаются и создатели современных моделей «ламбо».
Потомки 350GTV за несколько десятилетий многократно меняли друг друга. В 1969 году был прекращен выпуск модели Islero S, Espada тоже доживала свой век. Модели 350GT и Miura пользовались спросом, но эти мощные авто были доступны только очень богатым людям. Срочно требовалась новая машина, и в 1970 году появилась Jarama. Авто оснастили кондиционером, электростеклоподъемниками. Но дополнительные аксессуары, увеличив вес новой модели на 100 кг, ухудшили её динамику. Встретили новинку довольно сдержанно — её сочли просто вариацией на тему Espada. А вскоре охвативший Италию в 70-х годах кризис вынудил Ламборджини продать контрольный пакет акций своего автозавода.
Правда,
новый владелец из-за болезни не участвовал в управлении — руководил компанией
по-прежнему Ферручио. Но... из-за конфликта с профсоюзами два года не удавалось
запустить в серию еще одну новую модель — «малыша» Urraco. А когда запустили,
продажи не пошли — кризис ударил и по кошельку богачей. В 1972 году сделали
только 35, а в 1973 году — 285 Urraco. Лишь третья версия этой модели стала
достойным соперником «Феррари» Dino 308GT4. Её выпускали до 1979 года, когда
компания в который уже раз столкнулась с финансовыми проблемами. Вскоре уставший
от борьбы Ламборджини продал и остальные свои компании. Он занялся виноградарством
— делом, от которого бежал в молодости. Возраст меняет критерии, и теперь Ферручио
гордился не суперкарами, а популярной маркой своего вина «Кровь Миуры». В 1993
году сердце 77-летнего Ламборджини остановилось.
После того, как Ферручио Ламборджини продал выпускавшую суперкары компанию, она не раз переходила из рук в руки. Ею владели «Крайслер», малоизвестные индонезийские и малазийские фирмы. В конце концов её купила «Ауди». Поможет ли очередная смена хозяина фирме Lamborghini Automobili открыть второе дыхание? Как знать. В прошлом году в США и Канаде (а это основной рынок суперкаров) было продано почти 14 тысяч «порше», более 800 «феррари»... и всего 209 «ламбо».