Имя
«Синяя птица» конструктор одного из болидов, много лет удерживавшего абсолютный
рекорд скорости, дал своему детищу не случайно. Так называется пьеса французского
романтика М.Метерлинка, герои которой — мальчик Тиль и девочка Митиль — ищут
сказочную птицу счастья. Гонки и счастье для многих — синонимы. Но кроме «больших»
гонок есть еще и модельный автоспорт — это тоже особый мир, мир не наигравшихся
в детстве взрослых и детей, взрослеющих в игре. О нём наш корреспондент беседует
с генеральным директором фирмы «СТО Транзит-сервис» известным спортсменом Кириллом
Леонычевым.
Кирилл Александрович, в СССР автомоделизм был очень популярен, но вместе
с социализмом исчезли и Дворцы пионеров с их бесплатными техническими секциями.
Хоть что-нибудь осталось?
После распада державы модельный автоспорт, как и многие другие сферы нашего бытия, пережил кризис. Однако в ряде городов — Москве и Владимире, Тамбове и Таганроге — энтузиасты сумели сохранить и кружки, и традиции, даже приумножить их, выйти на новую ступень. Сегодня в России распространены главным образом радиоуправляемые модели европейских классов, среди которых особо надо выделить машинки так называемого пятого масштаба. Это копии реально выпускаемых авто в масштабе 1:5 с бензиновым двигателем объемом 23 см3..
Чем же они примечательны?
Электрические
модельки маленького масштаба ездят шустро, но ведут себя как игрушки. «Пятерки»
менее динамичны, зато ведут себя на трассе точно так же, как настоящие, «взрослые»
гоночные машины. И навыки управления, обучения, методика прохождения трассы
— те же, что и в больших кольцевых гонках. Например, в поворот на «пятерке»
не войдешь, не притормозив. Разница лишь в том, что спортсмен-моделист сидит
не в машине, а на помосте с пультом управления в руках. Дело в том, что в «пятерках»
не действует так называемый коэффициент масштабирования — по сути своей это
коэффициент искажения информации.
По целому ряду параметров, по сложности настройки эти модели не уступают своим большим прототипам, для них специально создают конструкционные материалы с заданными характеристиками на кручение и изгиб, в их производстве используют технологии на уровне космических. Словом, на эти модели работает целый исследовательский комплекс.
Немецкая
фирма FG, занимающаяся производством «пятерок», выпускает широкий ассортимент
деталей тюнинга: 8 типов амортизаторов для передней и столько же — для задней
подвески, около 20 видов масел для них, 12 типов пружин с разными характеристиками,
огромное количество стабилизаторов. Мощность стандартного мотора, развивающего
6-9 тысяч оборотов в минуту, — 2,3 л.с. Тюнинговые дают 11, а потолок спортивного
тюнинга — 23 тысячи оборотов в минуту и 5,5 «лошадей». Понятно, что такого форсированного
движка хватит на одну гонку. А к каждой следующей и мотор, и саму машину надо
готовить заново. А сальники коленвала меняют после каждого заезда. Всё как в
большом спорте. Настройки — углы схода-развала, клиренс, жесткость стабилизаторов
— подобны настройкам «взрослых» оригиналов, настоящих раллийных машин. Поэтому
мы, например, в своей работе по подготовке моделей к соревнованиям пользуемся
информацией и опытом ведущих наших раллистов. И продвинуться на достаточно серьезный
уровень нам во многом удалось благодаря большому автоспорту, помощи механиков
гоночной команды Виктора Казанкова.
Похоже, нынче это не дешевое развлечение...
Соглашусь с одной лишь поправкой — не столько развлечение, сколько увлечение. Да, не дешевое. Стандартный вариант «пятерки» стоит около тысячи долларов, тюнинговый — две с половиной. А стоимость подготовки к соревнованиям, включая комплект запчастей, может достигать восьми тысяч.
Кто же может себе это позволить?
Естественно, люди как минимум со средним уровнем доходов. На соревнования моделисты обычно ездят семьями. В какой-то мере это семейный спорт, дети приобщаются к нему с ранних лет. Приходит время, и уже родители сопровождают юных спортсменов на гонки, и надо видеть, как радуются они успехам своих детей. Так появляются целые династии. Любопытно, что в чемпионатах России и Европы участвует много девочек. Ведь соревнования моделей не требуют такого напряжения, как «взрослые» гонки, и нередко мальчишки плачут от досады, что девчонки обходят их на трассе.
Покупают
детям «пятерки» и те, кто не хочет, чтобы их ребенок слонялся по улицам, ошивался
в подъездах. Лучше дорогие «игрушки», чем дешевая (а в конечном счете куда более
дорогая) наркота. Я знаю человека, который купил своему сыну «пятерку», и тот
гонял её вместе с соседским мальчишкой. Тогда любящий папа не пожалел еще тысячу
долларов и купил еще одну модель приятелю сына — теперь у них что-то вроде мини-клуба.
Кстати, стандартной модели надолго хватит, это достаточно прочное авто, а нефорсированный
движок практически вечный.
Автомоделизм — особый мир, войти в него легко, выйти невозможно, затягивает. Многие, кстати, придя в него, открывают красоту не в пилотировании, а в наладке, подготовке машин к гонкам. Из таких ребят потом выйдут отличные инженеры.
Допустим, я купил своему сыну «пятерку» — где он может гонять её? Ведь чтобы выйти на соревнования, нужно тренироваться.
К сожалению, у нас нет трассы. Парадокс, но тренироваться мы ездим в Чехию, с тамошними моделистами у нас давние дружеские отношения. Только для строительства асфальтовой трассы нужны примерно 30 тысяч долларов, но ведь помимо кольцевых «пятерок» есть и внедорожники. За рубежом большие супермаркеты строят рядом с магазином автодромы, трассы для картов, радиоуправляемых моделей.
В чем же дело? Недалеко от вашего ангара супермаркет «Икеа», а вы знаете их рекламный девиз: «Есть идея — есть «Икеа».
Сомнительно, в большинстве этих супермаркетов управленческий аппарат — наши соотечественники, а их подвигнуть на благотворительность очень трудно, они еще не доросли до неё, в голове только бизнес. А построить на автомодельном спорте бизнес невозможно, дай бог окупить затраты. Так что остается надеяться только на собственные средства да на спонсорство.