Новый дизайн придал автомобилю элегантность и динамику. Опускающиеся боковые стекла без рамок, характерная решетка радиатора с расположенной по центру звездой «Мерседес», обновленная линия капота c четырьмя округлыми фарами и стремительные очертания крыши определяют внешний облик нового CLK-класса.
Вряд ли найдется в нашей стране автолюбитель, которому незнаком фирменный знак БМВ — круг, разделенный на четыре сегмента, два белых и два голубых. Но смысл этого символа понятен, думается, в лучшем случае лишь одному из сотни. О новых моделях БМВ пишут много и взахлеб, о самом предприятии — гораздо реже. Конечно, визитная карточка любого завода — его продукция, однако и сама история многих фирм показательна и поучительна. Тем более, история БМВ. Ведь мало кто знает, что дважды после мировых войн БМВ начинал свою деятельность буквально с нуля, с развалин.
А вместо сердца — пламенный мотор.
Компания БМВ была основана в 1917 году, но лишь через 15 лет знаменитая эмблема появилась на её первом автомобиле. Аббревиатура BMW расшифровывается как Bayerische Motoren Werke — Баварский моторный завод. Фирма, имя которой известно именно благодаря автомобилям, начинала с выпуска авиационных двигателей — отсюда и фирменный знак со стилизованным пропеллером.
У истоков БМВ стояли два увлеченных самолетостроением инженера — Рапп и Отто. Правильнее было бы написать Отто-младший, ибо он был сыном Николауса Отто, первопроходца, создавшего четырехтактный двигатель внутреннего сгорания, который стал прообразом миллионов бензиновых движков. Объединив свои небольшие фирмы, Рапп и Отто-младший создают компанию и приглашают на работу молодого инженера Макса Фрица. Усовершенствовав конструкцию созданного Раппом двигателя, Фриц создает первый авиационный мотор БМВ, который сразу же производит фурор. В 1919 году на самолете с двигателем BMW IV был установлен мировой рекорд высоты полета на самолетах с открытой кабиной без кислородной маски — 9670 метров. Это была сенсация — на высоте почти десять километров воздух слишком разрежен для поршневого двигателя.
Однако понимая, что наш читатель ездит по асфальту, а не парит в небесах, мы назовем лишь основные вехи этого направления деятельности корпорации. Из 87 мировых рекордов, установленных в 1927 году, 29 принадлежало моторам БМВ. В июне 1932 года пилот Вольфганг фон Гронау совершает кругосветный перелет длиной 44800 км (правда, с 26 остановками) на гидросамолете французской фирмы «Дорнье» с двенадцатицилиндровыми двигателями BMW VII мощностью 600 л.с. В конце 30-х годов БМВ разрабатывает моторы для «юнкерсов» и «мессершмитов». Потом была война...
Рекорд, рождённый у кульмана.
После первой мировой войны по условиям Версальского договора Германии в течение пяти лет было запрещено производство авиадвигателей. И тогда всё тот же Макс Фриц за невероятно короткий срок, всего за пять недель, создает первый мотоцикл BMW R32. На Парижском автосалоне его назвали технической сенсацией. Спустя шесть лет на усовершенствованной версии этого мотоцикла был установлен мировой рекорд скорости (216 км/ч), а в 1937 году мотоцикл показывает просто уникальную для того времени скорость — 279,5 км/ч. Этот рекорд был побит лишь через 14 лет. Забегая вперед, отметим, что мотоциклы фирмы не раз были победителями в гонках. Так, в 1981 году эндуро R 80 G/S вышло на старт ралли Париж — Дакар. А тогда, в 20-е годы, мотоциклы позволили поднять с колен разрушенную войной компанию — БМВ начинает производство автомобилей.
Новые машины и новые технологии.
Из ранних моделей, безусловно, стоит упомянуть -созданный в 1933 году BMW 303 с шестицилиндровым двигателем. Именно на этой машине впервые появилась характерная решетка радиатора. Авангардными техническими новинками отличался и созданный в 1936 году спортивный родстер 328 — трубчатая рама, шестицилиндровый двигатель с головкой блока из легких сплавов, новая система клапанного механизма со штангами. Сегодня BMW 328 уже легенда, раритет, который просто невозможно купить ни за какие деньги.
После второй мировой войны БМВ пытается возобновить производство автомобилей выпуском седана 501. Но уничтоженное техническое оборудование не позволяет создать инновационную модель — конструкция и двигатель были довоенными. Лишь в 1959 году при помощи модели BMW 700 с воздушной системой охлаждения концерну удалось преодолеть внутренний кризис и создать основу для дальнейшего успеха марки в целом. Но обеспечила его уже другая машина — BMW 1500. Концепция легкого, компактного, спортивного четырехдверного автомобиля была принята на рынке с таким восторгом, что производственные мощности не позволяли удовлетворить спрос на эти автомобили. Созданный на базе этой концепции модельный ряд машин от 1502 до 2002 с турбонаддувом, позволил концерну возродить традицию 30-х годов и начать выпуск шестицилиндровых моделей.
1972 год стал для БМВ годом прорыва в будущее. Оборот достигает двух миллиардов марок, завершается строительство новой штаб-квартиры в Мюнхене и второго сборочного предприятия в Дингольфинге. Начинает работу и автосборочное предприятие в Южной Африке. С появлением в апреле 1977 года первых «семёрок» закончилось принципиальное обновление всех серий BMW. Не будем пересчитывать все ступеньки, по которым концерн поднимался к вершине успеха — поставим точку в 1995 году, когда состоялся дебют новой пятой серии BMW — машины, отличавшейся не только современным дизайном, но и самой передовой техникой. Так, например, впервые в автомобилестроении ходовая часть почти целиком была изготовлена из алюминия. Применение новых материалов позволило увеличить степень утилизации автомобиля до 85%. Исключительно жесткий кузов обеспечивает непревзойденный уровень пассивной безопасности.
Машины для гонщиков и суперагентов.
В начале восьмидесятых корпорация принимает решение доказать свою компетентность в высшем классе автоспорта. Из четырехцилиндрового двигателя объемом всего 1,5 литра команда специалистов, возглавляемая Паулем Роше, создала уникальный агрегат мощностью 800 л.с. для «Формулы-1». Болиды с этим мотором выиграли девять Гран-при. Потом БМВ вдруг ушел из «Формулы» и переключился на шоссейно-кольцевые гонки. Компактная двухдверная модель BMW M3 разрабатывалась параллельно как для серийного производства, так и для автоспорта. Результат был просто триумфальным — с первого же старта белоснежный автомобиль, раскрашенный в традиционные спортивные цвета BMW, начал собирать победы, трофеи и титулы, перечислить которые просто не хватит места. В заключение упомянем о родстере BMW Z3, на котором в фильме «Золотой глаз» разъезжал суперагент 007 Джеймс Бонд. Фильм имел огромный успех. BMW Z3 тоже стал бестселлером.
...Рассказать о почти вековой истории знаменитой фирмы на одной страничке невозможно. Но лучше сказать хоть что-то, чем не сказать ничего. Хотя бы потому, что у нас, к сожалению, ещё встречаются уникумы, которые расшифровывают аббревиатуру БМВ фразой «Боевая Машина Воров». Право, один из лидеров мирового автопрома этого не заслуживает.