Эти слова великого русского сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина исчерпывающе описывают суть возни вокруг таможенных пошлин на иномарки second hand. Тащить за уши покупателя к родимым «жигулям», «ладам», «нивам», «волгам» и даже — о, боже — «одам» и «москвичам». А чтобы он не воротил нос, не пущать на рынок зарубежные авто в возрасте от пяти до семи лет. Именно такие машины — главные конкуренты новёхоньких российских, что уже говорит об уровне нашего автопрома. Вместо того, чтобы его поднимать, руководители заводов летом поплакались президенту. В.Путин поручил правительству разобраться в проблеме.
С тех пор покупателей то и дело бросает из огня да в полымя. Комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике то склонялась к щадящему варианту, который вызвал бы приемлемое подорожание подержанных иномарок, то предлагала тарифы, практически перекрывающие импорт зарубежных машин second hand. Обеспокоенные авточелноки развили бурную деятельность, пытаясь хоть что-то заработать до того, как опустится шлагбаум. В результате осенью минувшего года ввоз старых машин увеличился в 3,5 раза. Мечтая оградить наш автопром от конкуренции, лоббисты добились её обострения.
Правда, временного. В январе комиссия по защитным мерам все-таки решила рекомендовать правительству существенно повысить ставки таможенных пошлин на иномарки старше 7 лет.
Цифры таковы:
Для иномарок старше 7 лет, рабочий объем двигателя которых не превышает 2,5 литров, таможенная пошлина будет установлена в размере 2 евро за кубический сантиметр. Если объем более 2,5 литров — размер пошлины 3 евро за «кубик».
Дли иномарок возрастом от 3 до 7 лет таможенная пошлина будет 1 евро при объеме двигателя менее 2,5 литров и 1,6 евро, при объеме более 2,5 литров.
Напомним уже вконец запуганным и запутанным читателям: советы комиссии — ещё не правительственное постановление. Сдавая в печать этот номер, мы могли только гадать, каким оно будет. Но уже сейчас ясно, что это постановление продемонстрирует гражданам, какое у нас правительство.
Дело в том, что заградительные пошлины хотя и противоречат принципам свободной торговли, в ряде случаев неизбежны. Главным образом тогда, когда речь идет о государственных интересах. Не секрет, например, что зависимость России от импорта продовольствия и лекарств уже создает угрозу национальной безопасности. Вот в какой сфере проявить бы свою принципиальность комиссии по защитным мерам. А лоббировать интересы нашего беспомощного автопрома — занятие малопочтенное. Более того — опасное.
Экономическая подоплека возни вокруг пошлин на иномарки понятна — высокие тарифы избавят российские автозаводы от конкуренции. Они станут монополистами в ценовом диапазоне от 5 до 10 тысяч долларов. А монопольное положение позволит им поднять цены на 30-40%, избавив при этом от необходимости снижать издержки производства, повышать качество и технический уровень продукции.
Но есть еще и подоплека психологическая. Когда вам внушают, что повышение тарифов продиктовано заботой о развитии отечественной индустрии, не верьте. Продиктовано оно борьбой лоббистов со здравым смыслом во имя спокойного и безмятежного существования. Отсутствие конкуренции убивает производство — это азбучная истина. Уже сейчас на вопрос социологов: «Смогут ли отечественные автомобилестроители в ближайшие годы наладить выпуск машин, сравнимых по качеству с иномарками?» — отрицательно отвечают 70% опрошенных. Если же примут драконовские ввозные пошлины, последние 30% сохраняющих оптимизм граждан перейдут в стан неверующих, и дискуссии на эту тему станут бесмысленными.
Лишь такой уровень ввозных пошлин, который сохраняет конкурентное поле и подстегивает российский автопром к совершенствованию своей продукции, оставляет надежду, что когда-нибудь Россия все-таки научится делать неплохие машины. Вот почему мы вправе говорить, что долгожданное постановление — своего рода лакмусовая бумажка, показывающая, способно ли наше правительство мыслить стратегически, или оно умеет только лавировать, угождая отраслевым лоббистам вопреки государственным интересам.