Теперь уже только старые автолюбители знают, что рынки подержанных автомобилей в нашей стране появились отнюдь не после того, как мы начали создавать, извините за невольный каламбур, рыночную экономику. Они были и при советской власти. Например, в Москве их было два — один в Южном порту, другой — на Бакунинской улице возле магазина «Автомобили», который, кстати, официально торговал машинами second-hand. Но в магазине авто ставили на комиссию, цену устанавливали товароведы и постепенно сбавляли ее, если машина не продавалась. Обычная советская комиссионка. Очереди там были гигантсткие. ждать никому не хотелось, платить налог с изрядной суммы — тем более. Поэтому на черном рынке близ комиссионки люди договаривались о реальной цене, оформляли сделку в магазине по липовой, а разницу передавали из рук в руки чуть ли не в подворотне. Как видите, ничто не ново под луной. Кстати именно там и появились первые «кидалы», именно там вошли в обиход «куклы».
Выходить из тени и расти небывалыми темпами рынок подержанных автомобилей начал уже после распада СССР. Его легализации и формированию способствовали три обстоятельства — в рамках либеральных гайдаровских реформ была разрешена свободная торговля, отменены ограничения на выезд за рубеж, введена частичная конвертация рубля. Частичная потому, что нигде за границей рубли на валюту не меняли, но в России это делали. Значит, можно было купить в родном отечестве доллары или марки, поехать за кордон, приобрести подержанную иномарку, перегнать в Россию и продать с немалым барышом. Вряд ли надо объяснять, что в советское время, когда каждую загранкомандировку утверждали в райкоме КПСС, а менять разрешалось лишь 300 рублей, такие «шоп-ралли» были немыслимы. Канул в Лету и существоваший в СССР порядок, в соответствии с которым ты не мог поставить на учет вторую машину. Если не продашь старую, купленную на себя не зарегистрируешь — оформляли на жену, тещу, престарелых родителей и т.п.
Теперь же у жителей России появилась возможность выезжать за границу хоть каждую неделю и везти с собой сколько угодно валюты. Бум на иномарки second-hand тоже возник не случайно — во-первых, они всегда были вожделенной мечтой наших автолюбителей, во-вторых, в начале 90-х на «жигули» по-прежнему сохранялся острый дефицит. Появилась и новая профессия — «перегонщик», в сущности, тот же «челнок», только торгующий машинами, а не одеждой. Перегонщики прекрасно знали, в каком европейском городе лучше покупать авто, как проще и безопаснее (в Польше их «тормозили» банды налетчиков) перегнать его в Россию, где растаможить и как найти покупателя.
Первыми в России стали появляться немецкие машины. Криминалитет предпочитал «БМВ»: люди, считавшие себя респектабельными бизнесменами, стремились приобрести «мерседес». Подавляющее число ввозимых из-за границы автомобилей были развалюхами, но их кузова были свежепокрашены, салоны отмыты — внешне машина выглядела почти как новая. Справедливости ради заметим, что стоили эти развалюхи не очень-то дешево — за деньги, потраченные на старенькую «БМВ» или «Ауди» среднего класса, можно было купить три-четыре «жигуля».
С каждой машины перегонщик получал от трех до десяти тысяч долларов — очень немалые по тем временам доходы. Кстати, максимальную прибыль получали отнюдь не с дорогих машин, как многим кажется, а, наоборот, с дешевых. Я знал человека, который пригонял в Россию в основном микроавтобусы «Фольксваген Транпортер», списанные немецким пожарным управлением. В Германии каждый из них обходился ему в тысячу марок, а в Москве уходил за 10 тысяч долларов. В каком еще бизнесе норма прибыли достигает 15000% — разве что в торговле наркотиками. Но она подсудна.
Не удивительно, что именно тогда и стали появляться первые рынки подержанных автомобилей. В Москве самым популярным был рынок в Солнцево. Те, кто хотел купить иномарку, ехал именно туда — сначала узнавал ориентировочные цены на выбранную модель, потом регулярно посещал рынок в поисках подходящего варианта. Но большинство автовладельцев относились к рынкам скептически. Нередко случалось, что купленный там автомобиль числился в розыске. К тому же все прекрасно знали, что большинство иномарок там были подготовлены к продаже по принципу «выкрасить и выбросить»: даже восстановленные после аварий, совсем дряхлые, со «скрученным» спидометром, внешне машины выглядели неплохо. А приобрести относительно недорогую иномарку можно было только там. И туда ехали люди, излюбленной поговоркой которых было такая: «Понты дороже денег«.
Менялась экономическая ситуация, менялся и рынок подержанных автомобилей. Я знал человека, который, работая в престижном банке, ездил на старой «девятке» и оставлял ее подальше от своего офиса, у которого была припаркована стая отличных иномарок. Он любил повторять: «Иномарку можно покупать только новую». И впервые заехал на охраняемую стоянку банка лишь тогда, когда купил себе новенький «Сааб». Таких людей, которым было чуждо мальчишеское пижонство, становилось все больше, рынок подержанных, а точнее — очень подержанных машин тихо скончался. Но он сделал свое дело — отечественные машины перестали быть дефицитом и, оставаясь неконкурентоспособными по техническим характеристикам, заняли свою ценовую нишу и обрели своего покупателя — человека среднего достатка.
А рынок иномарок second-hand существенно трансформировался, заметную часть его стали составлять машины, которые люди купили уже в российских автосалонах, поездили на них и по каким-то причинам решили продать. Эти подержанные авто качественно отличаются от пригнанной перегонщиками начала 90-х рухляди.
Но тут в становление рынка вмешался дефолт — после кризиса 1998 года платежеспособность населения резко снизилась. Люди старались не продавать свои машины, поскольку не могли купить новую, спрос на подержанные авто резко упал. Даже те, кто уже были счастливым обладателем престижной иномарки, для повседневных разъездов покупали дешевый в эксплуатации российский автомобиль. Лишь через год-полтора после кризиса рынок автомобилей second-hand стал восстанавливаться, точнее, перерождаться в нечто новое. Чтобы понять тенденции этой трансформации, наш корреспондент отправился в подмосковные Люберцы.
Здесь расположен комплекс «Автогарант», который изначально создавался именно как рынок подержанных автомобилей. Однако сегодня он превратился в огромную многофункциональную структуру, включающую в себя рынок машин second-hand, ряд салонов по продаже новых автомобилей, магазины запчастей и аксессуаров. Здесь же дислоцированы два магазина по оформлению сделок купли-продажи автомобилей, МРЭУ ГИБДД, в котором москвичи могут поставить машину на учет, таможня и технический центр. От многих других авторынков «Автогарант» отличается прежде всего тем, что здесь нельзя купить «кота в мешке». Вам приглянулась машина? Прежде, чем покупать ее, вы можете проверить, не числится ли она в угоне, не проходит ли в сводках Интерпола. Юрист проверит все документы, чтобы сделка была абсолютно чистой, а покупатель был уверен, что машина растаможена и ее можно будет без проблем поставить на учет в ГИБДД. Кроме того, перед покупкой можно выяснить и техническое состояние машины — общая диагностика авто стоит около 1500 рублей.
Конечно, если вы покупаете старенькие классические «жигули», нет резона оплачивать такую услугу, но если это относительно новая и отнюдь не дешевая иномарка, то технический осмотр желательно провести. Ведь автомобиль может выглядеть как новый, а на самом деле окажется, что он побывал в серьезной аварии и силовые элементы кузова смещены. К тому же диагностика позволяет определить реальный пробег автомобиля — мастера скажут вам, был ли «скручен» километраж, или показания спидометра соответствуют реальному пробегу. Кстати, в техцентре есть и линия диагностики для грузовых автомобилей.
Площади рынка увеличились за последний год почти в два раза — это результат очень высокого спроса на подержанные автомобили. Если в будни на рынке есть свободные места, то в субботу и воскресенье здесь аншлаг. Тем, кто хочет продавать машину в выходные, когда наплыв покупателей больше, зачастую приходится арендовать места с пятницы.
Наибольшим спросом пользуются отечественные машины, в основном, ВАЗовские модели. Как правило, машина российского производства продается за один день, правда, в том случае, если цена адекватна ее состоянию. Наиболее популярны ВАЗ-2107 и ВАЗ-2109, чуть меньшим спросом пользуются ВАЗ-2106. Есть покупатели и на модели ГАЗа, а вот «москвичей» на рынке раз-два и обчелся.
В Люберцах можно найти и «копейку» ценой в три сотни долларов, и новенькую «десятку». Новых машин на рынке немало, их доставляют перегонщики из Тольятти. Стоят они примерно на двести долларов дешевле, чем в автосалоне. Кстати, цена на подержанные машины изменяется в том случае, если завод-производитель повышает отпускные цены. Например, недавно ВАЗ поднял цены, в частности новая «четверка» теперь стоит на 200 долларов дороже, а подержанная — на 100 долларов.
Из иномарок наибольшим спросом пользуются немецкие машины — «Мерседес», «БМВ», «Ауди», «Фольксваген», особенно «Пассат». Высокий спрос на «фольксвагены» объясняется надежностью этих автомобилей и изобилием запчастей, которые стоят относительно недорого. Чуть менее популярна «Вольво». Не очень легко продать «Рено» и «Пежо» — для них слишком дорого обходятся новые запчасти, а рынок «бэушных» еще не сформировался. Немало в «Автогаранте» японских автомобилей, а вот американских совсем нет.
Большинство иномарок пригнаны из-за границы и прошли прекрасную предпродажную подготовку. Все кузовные дефекты, как правило, устранены, заменены пластиковые элементы кузова и салона, проведена химчистка сидений. Внешне машины практически не отличаются от новых, но степень износа агрегатов далеко не всегда отвечает внешнему виду. Поэтому к выбору конкретного автомобиля надо подходить очень внимательно. Не стоит пренебрегать услугами техцентра, в котором можно провести общую диагностику выбранного автомобиля. Некоторые покупатели берут с собой автослесаря или просто приятеля, который прилично разбирается в автомобилях. Однако при беглом осмотре даже профессионал может не заметить хорошо замаскированные дефекты. На стенде же в СТО мастера могут выявить их с гораздо большей степенью вероятности.