Однажды на презентации, посвященной новым машинам известного немецкого автоконцерна я, выслушав панегирик действительно прекрасным автомобилям, спросил технического директора: «А вы лично какую модель предпочитаете?». Ответ: «Я езжу на «Вольво» — был настолько неожиданным, что мой вполне логичный на первый взгляд вопрос показался отчасти бестактным. Конечно, квасной патриотизм — явление чисто российское, но все же так откровенно сказать, что предпочитаешь машину конкурентов...
Потом я еще раз столкнулся с такой же высокой оценкой шведской марки. Знакомый американец рассказывал о том, какие машины предпочитают его соотечественники: «Первый автомобиль появляется у юноши, как правило, в старших классах школы. Обычно это недорогая машина, часто японская. Когда человек встает на ноги, но еще не обременен семьей, он приобретает спортивную машину с бесчисленным количеством «лошадей» под капотом, например, «Шевроле Корвет». На нем приятно уйти первым со светофора или оставить длинный черный след от покрышек перед ночным клубом — такой автомобиль привлекает внимание. Потом человек обзаводится семьей, и следующая машина может быть внешне неброской, но обязательно очень комфортабельной, надежной и безопасной. Многие выбирают «Вольво».
Надежность и безопасность — это действительно те качества, которыми всегда славились «Вольво», и многие охотно покупали их именно как семейное авто, несмотря на несколько старомодный дизайн. Однако сейчас шведский концерн, сохранив традиционные преимущества своих машин, отказался от консервативного подхода к экстерьеру новых моделей. «Эту машину просто язык не поворачивается назвать неброской и спокойной», — подумал я, когда на испытания в нашу газету был передан «Вольво» S60 Т5. Ярко-красный цвет, хищные фары, лобовое стекло с углом наклона почти как у серьезного купе, багажник, увенчанный оригинальными фонарями и огромные 17-дюймовые диски с тонкой «прослойкой» резины. Конечно же, с точки зрения безопасности и экономичности такие колеса — не лучший вариант. Одна серьезная рытвина, и диск придется менять или ремонтировать, но как подчеркивают стиль низкопрофильные покрышки и литые диски.
Да, это уже совсем не та «Вольво», о которой говорил мой знакомый. И в то же время модель сохранила все свои родословные черты — те же правильные пропорции, формы, линии. Во всем чувствуется стиль и породистость. Даже если убрать с радиаторной решетки фирменный знак, машину невозможно перепутать с любой другой. И это естественно. Имидж «Вольво» складывался десятилетиями, его нельзя ломать в одночасье, изменения должны быть постепенными, тогда каждая новая модель будет казаться маленькой революцией, а развитие всего модельного ряда — плавной эволюцией.
Открываю водительскую дверь. Первое впечатление — салон немного тесноват. Но сев за руль, понимаю, что это обман зрения. Казавшийся вначале парадоксальным, а потом ставший классическим принцип автомобильных дизайнеров: «внутри машина должна быть больше, чем снаружи» — воплощен здесь в полной мере. От ощущения тесноты не осталось и следа, салон как будто обнимает водителя. Эргономика водительского места — выше всяких похвал. Все под рукой: аудиосистема с процессором Dolby Pro Logic, климат-контроль с разделенным управлением для водителя и пассажира, телефон, интегрированный прямо в центральную консоль — все расположено так, чтобы не отвлекать водителя от дороги. Изюминка салона, то, на чем сразу останавливается взгляд — механизм переключения передач. На автомобилях с механической коробкой он стилизован под большой шарнир — стильно и удобно.
Кремовая кожа кресел и обивки удачно сочетается с материалом панели приборов. Сиденья по спортивному жесткие, с выраженной боковой поддержкой. Кстати, сидящие сзади пассажиры тоже не обделены комфортом — места для ног вполне достаточно. Не забыли разработчики автомобиля и о маленьких пассажирах — в подлокотнике заднего сиденья есть раскладное детское кресло.
Прежде чем поделиться мнением о ходовых качествах этой машины расскажу, какими двигателями она будет комплектоваться. Для «Вольво» S60 подготовлено пять моторов, но в Россию официально будут поставляться только три. Первый — 170-сильный атмосферный двигатель объемом 2,4 литра. Второй, недавно появившийся у дилеров, — 200-сильный агрегат тоже объемом 2,4 литра, но с турбоннаддувом и интеркуллером, Третий такого же типа, что и предыдущий, однако у него объем 2,3 литра, а мощность 250 «лошадей». Этот мотор предназначен для «топовой» версии S60 — Т5, которая и попала к нам на испытания.
Оговоримся сразу: несмотря на мощный мотор, «Вольво» S60 — не гоночный автомобиль. Поэтому рассказывать о том, как ведет себя машина в контролируемом заносе, мы не будем. Столь мощный двигатель, на наш взгляд, нужен прежде всего для безопасности — чтобы у водителя в экстремальной ситуации был запас мощности для маневра. Конечно, на «Т5» легко маневрировать в городском потоке, но все же лучше не преступать грань разумного поведения.
О том, что двигатель работает, можно понять только по стрелке тахометра — звукоизоляция в машине отменная, что, впрочем не удивительно для автомобиля стоимостью почти 50 тысяч долларов. Да и при движении мотор становится слышно, только когда стрелка спидометра уходит за отметку 120 км/ч. Но по порядку. Включаем первую передачу. Машина уверенно трогается уже при 1,5 тысячах оборотов. До 4 тысяч — ровный и уверенный разгон, но как только стрелка тахометра переваливает за отметку 4, машина просто взрывается и через секунду уже упирается в ограничитель. Сцепление — вторая передача — сцепление — третья — машина идет великолепно. Никаких рысканий из стороны в сторону — такое ощущение, что автомобиль едет по рельсам. И главное, никакого шумового сопровождения, ни свиста ветра, ни шума покрышек на любом типе дорожного покрытия. Неровностей и выбоин машина просто не замечает, хотя «Т5» оснащена спортивной подвеской, которая жестче стандартной за счет измененной характеристики амортизаторов и стабилизаторов поперечной устойчивости.
Управляемость тоже на высоком уровне. Реакции точные, запаздывания рулевого управления практически нет. Особенно хорошо это чувствуется на узких извилистых дорожках. Именно там понимаешь, что шведы сделали настоящий driver’s car — машину для водителя. Про тормозную систему сказать нечего — большего и не пожелаешь. Усилия на педали четкие и понятные. Да и антиблокировочная система работает выше всяких похвал — никаких вибраций, никакой отдачи в педаль тормоза. При резком торможении машина осаживается почти без клевка — этому способствует геометрия подвески — McPherson впереди и независимая многорычажная сзади.
В стандартной комплектации машина оснащается массой систем, повышающих пассивную безопастность. Это, как известно, основной конек шведских машин. В салоне автомобиля жизнь и здоровье водителя и пассажиров оберегают две фронтальные подушки безопасности, две боковые и две «занавески». Все подушки двухпороговые, у них разный порог срабатывания в зависимости от величины удара.
Конечно, о вкусах не спорят, а идеальных автомобилей нет, в любой машине один найдет что-то притягивающее, другой — какие-то недостатки. «Вольво» S60 — не исключение. Но с тем, что шведам удалось сделать действительно стильный и очень добротный автомобиль, не поспоришь. А о том, что скандинавские автомобили всегда славились хорошим иммунитетом к нашим погодным условиям, и говорить не стоит. Мы убеждены — «Вольво» S60 найдет своих поклонников в России.