Что обязаны делать представители властей, расследуя происшествие? Сотрудники ГИБДД должны руководствоваться «Инструкцией по организации производства по делам об административных нарушениях ПДД» № 130 от 23 марта 1993 года и «Наставлением по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД» от 20 апреля 1999 года, которые базируются на действующих в России законодательных нормах. Беда в том, что положения этих документов неизвестны большинству водителей и не всегда хорошо известны лицам, производящим дознание. А если и известны, то иногда трактуются ими весьма своеобразно.
Вот пример, относящийся к одному из законных способов лишить (пусть даже на время) владельца его имущества — автомобиля. Возьмем самый простой случай, предусмотренный законом (ст. 245 КоАП). Автомобиль задерживается, а водитель отстраняется от управления в строго определенных случаях: опьянение, отсутствие документов, предусмотренных ПДД, неисправность тормозной системы или рулевого управления. На практике это означает следующее: автомобиль эвакуируется на штрафную стоянку со всеми вытекающими отсюда «прелестями». Вроде бы все правильно и законно, если бы не одно «но».
Ни один из инспекторов ГИБДД не предупредит нарушителя о том, что Инструкция № 130 от 23.03.93., базирующаяся на нормативах Гражданского кодекса, гласит: «Транспортное средство не подлежит эвакуации, если причина, вызывающая задержание, может быть устранена на месте». Более того, закон прямо предусматривает время на устранение этой причины. Срок задержания по административным правонарушениям не должен превышать трех часов. Именно в течение этого времени сотрудник ГИБДД обязан дать возможность водителю устранить причину задержания. Окончание дежурства сотрудника — не повод для сокращения или продления этого срока. Инспектор обязан передать водителя с его проблемой своему коллеге.
Таким образом, вовсе не факт, что ваша машина обязательно отправится на стоянку, а вам предстоят ощутимые расходы по ее возврату. Конечно, протрезветь за три часа сложно, но вызвать трезвого коллегу вполне реально. Можно успеть съездить домой и доставить забытые документы. А при наличии технических неисправностей гораздо проще и дешевле самому вызвать эвакуатор и увезти автомобиль в мастерскую или на стоянку. И это будет не по милости инспектора, а по Закону, хотя доказать свою правоту будет непросто. Врочем, мы несколько отвлеклись от основной темы.
Расследование любого ДТП начинает инспектор ГИБДД на месте события. В том случае, когда нарушение предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа в размере не более 0,2 минимального размера оплаты труда, а водитель не оспаривает факта нарушения, применяется упрощенная процедура разбирательства. Вопрос решается на месте. С этим все ясно. Если же водитель оспаривает нарушение или за проступок предусмотрено более суровое наказание, то составляется Протокол об административном правонарушении.
Сама форма этого протокола пришла к нам из тех времен, когда всеми было твердо усвоено — «органы не ошибаются», и никакой последующей «реабилитации» быть не может. В самом деле, в протоколе записано, что составляется он на нарушителя, причем, кто именно нарушитель, определяет сходу только что прибывший инспектор ГИБДД. Ничего непоправимого в этом нет. Всегда есть шанс доказать свою невиновность, для этого законом предусмотрена процедура разбора ДТП в отделении ГИБДД.
Однако, знакомясь с протоколом, нелишне будет зачеркнуть в нем определение — нарушитель, заменив его более правильным — водитель. Тем самым вы подчеркиваете тот факт, что не считаете себя виноватым.
Статьи 247 и 258 КоАП регламентируют действия должностных лиц, привлекающих водителя к административной ответственности и порядок рассмотрения самого дела. Во-первых, водитель должен быть извещен о месте и времени рассмотрения дела о нарушении ПДД. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь тогда, когда имеются сведения о своевременном извещении гражданина, но от него не поступило ходатайства об отложении рассмотрения.
Если же вы узнаете о наложении взыскания (признании вас виновным) как о совершившемся факте от сотрудника группы разбора, это безусловный повод для ходатайства об отмене принятого решения. И перспективы, что ходатайство будет удовлетворено, вполне реальны.
Само рассмотрение дела в ГИБДД (разбор нарушения), если оно проводится по закону, должно выглядеть как судебное заседание, только вместо судьи выступает должностное лицо ГИБДД. При этом многое зависит от вас, в том числе от тех доводов, которые вы сумеете представить. Инспектор дознания принимает решение, исходя из тех фактов, которые у него имеются. А факты изложены в протоколе и объяснениях участников. В том случае, если причина ДТП неочевидна, вы можете требовать перед вынесением решения назначения экспертизы в соответствии со ст. 231 и 252 КоАП. Вы можете пользоваться помощью адвоката. Помните, что любое процессуальное нарушение со стороны работника ГИБДД — вполне реальный повод для отмены решения в суде. А вот чего дознавателю не нужно — это брак в его работе.
Если дознаватель отказывает в назначении экспертизы, обратитесь к экспертам сами. Польза от этого реальна. Мы уже писали, что благодаря квалифицированным и грамотным заключениям экспертов из бюро «Версия» многие сумели склонить соответствующие органы принять окончательные решения в свою пользу.
Наконец, об окончании рассмотрения дела об административном правонарушении. Вынесенное постановление объявляется участнику немедленно. В том случае, когда рассмотрение состоялось заочно, копия постановления высылается по месту жительства в трехдневный срок.
Получение копии постановления — важный момент, ибо с него отсчитывается десятидневный срок, в течение которого само решение можно обжаловать. В случае пропуска срока по уважительным причинам, он должен быть продлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу. Например, по одному из дел было установлено, что заявителю не была своевременно вручена копия постановления ГИБДД. Народный суд восстановил срок для подачи жалобы спустя год после принятия решения в ГИБДД.
Подача жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении взыскания до ее (жалобы) окончательного рассмотрения. А ответы на вопросы о том, куда жаловаться и как составлять этот непростой документ, мы постараемся дать в следующих номерах нашего журнала.