Hot rod — термин, пришедший к нам из Америки. Так называют там автомобиль, переделанный для участия в различных состязаниях, но прежде всего в шоу. Возможно, читатели видели по телевидению программу «Титаны рестлинга на ТНТ», в которой борцы-тяжеловесы без всяких правил швыряют друг друга по всему рингу и за его пределами. Сначала кажется, что они вот-вот друг друга изувечат, но потом становится понятно, что это спектакль: удары редко достигают цели, броски рассчитаны так, чтобы создать видимость — еще немного, и один из соперников отдаст Богу душу. Хотя на самом деле даже серьезные травмы в рестлинге редкость — это просто шоу.
То же самое можно сказать и о «хот-родах» — это не истинно спортивные автомобили: ни динамическими характеристиками, ни управляемостью они не могут сравниться с машинами, которые участвуют в ралли и гонках. «Хот-роды» предназначены для уличных спектаклей, на которых публика с замиранием сердца будет следить за буксующим на асфальте автомобилем, который перед стартом разогревает резину, и из-под покрышек вырываются языки пламени и дым. Не случайно термин «хот-род» обычно переводят как «жгущий дорогу».
Заказной «хот-род» — уникальный автомобиль ручной работы, сделанный на базе серийной машины, как правило, автомобиля 60-х годов выпуска. Очень часто задача дизайнеров сводится к тому, чтобы изменить обводы кузова, но сохранить черты базового автомобиля. Тогда посетителям шоу останется только догадываться, какой марки эта машина. В «хот-роде» могут быть использованы стандартные узлы и агрегаты, зачастую тоже переделанные. Переделка включает в себя серьезные изменения в двигателе, трансмиссии и ходовой части, создание интерьера, сочетающего в себе ностальгическое очарование прошлого с современными материалами и технологиями.
Как правило, «хот-род» — автомобиль рамной конструкции. На раме проще смонтировать двигатель, трансмиссию и подвеску, легче установить любой раритетный кузов, удлинить или укоротить его. Но у рамной конструкции есть существенный недостаток, который и исключает возможность участия «хот-родов» в серьезных соревнованиях. Дело в том, что рамный кузов позволяет автомобилю прекрасно разгоняться на прямом участке дороги, но выполнить сложный маневр он не сможет. Для гонок с крутыми поворотами и виражами кузов должен быть выполнен в виде монокока. Но «хот-роды» с таким кузовом встречаются не часто — слишком серьезная переделка.
Сегодня даже в Америке не так просто найти раритетный автомобиль в идеальном состоянии, многие детали за полвека успели прийти в полную негодность. И чаще всего навесные элементы кузова мастера делают вручную из стеклопластика. Кстати, это позволяет дизайнерам основательно поработать над экстерьером автомобиля. Ведь новыми деталями можно придать автомобилю агрессивный вид или, напротив, сгладить излишне угловатые формы машины, дополнить кузов подходящими к нему спойлерами и антикрыльями.
Как правило, «хот-роды» комплектуют механизмами, позаимствованными у различных автомобилей. Например, двигатель может быть установлен от «американки» 60-х годов, а трансмиссия и коробка передач от современного автомобиля. Затем специалисты синхронизируют работу всех узлов и агрегатов. Поскольку в большинстве своем «хот-род» — машина рамная, то нередко разработчики устанавливают трансмиссию и подвеску внедорожников — в этом случае сохраняются все блокировки колес и электронно управляемая подвеска. Кстати, подвеска современного внедорожника удобна еще и тем, что можно выбирать режим упругости — максимально жесткий, обычный и мягкий. В таком случае автомобиль можно будет использовать не только как болид для состязаний, но и как обычную машину, на которой можно ездить с комфортом.
Во многие «хот-роды» устанавливают антиблокировочную систему тормозов и другую современную электронику. А вот антипробуксовочная система редко встречается на таких машинах, ведь если из под колес стартующего автомобиля не будут вырываться языки пламени и дым, шоу будет не таким красочным.
Салон «хот-рода» обычно претерпевает серьезные изменения. Его либо реставрируют, стараясь сохранить интерьер в первоначальном виде, но используя современные материалы, либо изготавливают целиком вручную, создавая совсем эксклюзивный интерьер.
Очень много проблем конструкторам «хот-родов» доставляют приборы и указатели. Дело в том, что сорокалетней давности приборы не могут правильно передавать показания современных датчиков, к тому же во многих старых машинах нет даже тахометра, градация спидометра в милях, а топлива — в галлонах. Есть два выхода. Первый — установить в раритетную панель приборов современные указатели. Проще говоря, изготовить новую комбинацию приборов. Но частенько современные указатели резко отличаются от общего интерьера и портят его. И второй. В корпусы штатных приборов установить современную начинку. Это позволяет сохранить первоначальный интерьер и добиться от приборов точных показаний.
Сегодня «хот-роды» делают и в России, однако, как и в Европе, их единицы — это игрушки только для очень обеспеченных людей. Вот пример. На средства, которые потрачены на изготовление такого эксклюзивного автомобиля, можно купить новенькую Ferrari. Видимо, поэтому соревнования среди «хот-родов», которые пытались провести в Москве в 1997 году, не удались. На состязание приехала только одна машина, выполненная по всем законам жанра, но состязаться ей было не с кем.