Публиковать в августовском номере журнала, приуроченного к московскому автосалону,
обзор автомобильных охранных систем стало в «Точке зрения» уже традицией.
Нынешний обзор мы решили посвятить торговой марке Mongoose. И вот почему.
Под этим брендом сейчас выпускают более двадцати сигнализаций, объединенных
в девять линеек — AMG, BASE, DUPLEX, IMPERIUM, IQ, TT, QS, RKT, TWO WAY. Человеку
неискушенному нелегко разобраться в такой обширной номенклатуре, тем более
сделать выбор. По традиции наш обозреватель встретился с разработчиками и
задал им наиболее типичные вопросы, взятые из читательской почты. В результате
получилась беседа журналиста, выступающего от имени среднестатистического
пользователя, с неким обобщенным проектировщиком — вряд ли надо говорить,
что за этим собирательным образом стоят вполне конкретные и очень квалифицированные
специалисты. Возможно, некоторые вопросы кому-то покажутся наивными, но не
стоит забывать, что кроме искушенных автомобилистов со стажем есть и люди,
которые покупают первую в своей жизни машину и впервые ставят на неё сигнализацию.
Итак, коллективное интервью...
Журналист: Выбрать из двух десятков систем одну и впрямь непросто —
глаза разбегаются. Но если внимательно прочитать описание двух-трех сигнализаций,
убедишься — различие между ними заметит, пожалуй, только профессионал. В чем
же смысл такого номенклатурного изобилия?
Проектировщик: На самом-то деле разобраться в нём не так уж сложно,
если понять принцип формирования линеек в бренде Mongoose. Он прост и, по-моему,
вполне разумен — все серии, за исключением элитных Imperium и QS, построены
по принципу наращивания функциональных возможностей. В базовой версии есть
обязательный, «джентльменский» набор функций, без которого современная охранная
система просто немыслима. От модификации к модификации он расширяется — скажем,
добавляется возможность поставить на охрану машину с заведенным двигателем,
увеличивается количество встроенных реле, дополнительных каналов управления,
позволяющих, например, открывать прямо с брелока замок багажника, автоматически
закрывать стекла при постановке на охрану. В списке только общих функций сигнализаций
Mongoose — около сорока позиций, а есть ведь еще и функции специфические.
Из этих «кирпичиков» всегда можно построить подходящую — и по вкусу, и по
карману — охранную систему. Вот в чем смысл разнообразия.
Журналист: Вы сказали — около сорока функций. Как говорил герой кинокомедии «Операция Ы», огласите, пожалуйста, весь список.
Проектировщик: Тогда наша беседа превратится в монолог.
Журналист: Что ж, мы напечатаем перечень отдельно — для особо дотошных
читателей, а пока продолжим. Совершенствуются технологии защиты автомобилей,
но и способы угона становятся изощреннее. Профессиональный автомобильный вор
солидно экипирован — в его распоряжении сканеры, грабберы и прочие чудеса
техники, с помощью которых, как уверяют, можно взломать даже самую дорогую
и надежную сигнализацию. Это верно?
Проектировщик: Не совсем. Все системы Mongoose — и обычные, и элитные — для кодирования радиокоманд используют запатентованную технологию KeeLoq, основанную на двойном плавающем коде с огромным количеством разрядов. Встроенная функция антисканирования практически исключает возможность перехватить его — каждая следующая команда шифруется совсем другим кодом, чем предыдущая. Что толку от перехвата, если угонщики будут расшифровывать вчерашний пароль? Надо записать все коды (значит, неделями следить за машиной), а уж потом попробовать выяснить их последовательность. Чисто теоретически это возможно, практически же почти неосуществимо — коды чередуются по закону случайных чисел. Чтобы понять алгоритм их изменения, надо перебрать астрономическое количество вариантов. На это уйдут месяцы, а вор-профессионал обычно бросает машину, если не сумел «взломать» охранную систему за считанные минуты. А элитные системы обладают не только широким набором дополнительных функций, обеспечивающих владельцу машину удобство и комфорт. В сигнализации Mongoose IMPERIUM, например, применены нестандартные микроиммобилайзеры, которые встраиваются в управляющие электроцепи и управляются отдельным кодированным радиосигналом. Чтобы обнаружить их, придется разобрать машину до винтика. И если даже угонщик фомкой откроет двери и капот, найдет основной блок и выбросит его, двигатель он все равно не заведет.
Журналист: Вопрос о терминологии — вы говорите то «сигнализация», то «охранная система». Но это же не синонимы. Большинство читателей убеждены, что сигнализация — прежде всего информационная система, поскольку её главная задача — погромче «прокричать» о том, что на ваше авто кто-то покушается. А по-настоящему охраняют машину от угона различные замки, блокираторы, «секретки» и т.п.
Проектировщик: Это верно, но с одной поправкой — у хорошей сигнализации экономического класса есть и охранные функции. Это прежде всего встроенный в неё иммобилайзер и режим «анти-хайджек», защищающий от насильственного угона, попросту — от разбойного нападения. Но это отнюдь не мешает дополнить её механическими блокираторами или «секретками», даже и самодельными — известны случаи, когда об такие «секретки» даже опытные воры обламывали зубы. Ну, а в элитных системах есть штатные «секретки», обнаружить которые просто невозможно — о микроиммобилайзерах в системе IMPERIUM мы уже упоминали.
Журналист:
Интересуясь надежностью сигнализации, потребитель обычно имеет в виду то,
насколько надежно она охраняет машину. А сама-то система надежна, сколько
она прослужит без сбоев? Мне лично известны случаи, когда вроде бы неплохая
сигнализация начинала барахлить через считанные месяцы, и ремонтировать её
никто не брался.
Проектировщик: Это, видимо, «бюджетка». На нашем жаргоне это сигнализация, которая по карману даже «бюджетникам», зарплата у которых мизерная, да и та выплачивается нерегулярно. «Бюджетки» очень дешевы, но умеют они только запирать и отпирать двери да включать сирену, если их открыл злоумышленник. Служат недолго, ломаются часто, поскольку элементная база у них скверного качества, а обезвредить такую, с позволения сказать, систему проще простого. В номенклатуре торговой марки Mongoose «бюджеток» нет, основу бренда составляют добротные, многофункциональные, но притом недорогие сигнализации экономического класса.
Чему ломаться в сигнализации? «Мозг» системы — микропроцессор — практически никогда не выходит из строя, печатная плата — тоже. Вообще же эксплуатационная надежность определяется, главным образом, количеством защитных элементов в электрической схеме. Это защита от скачков напряжения, переполюсовки, импульсных помех, возможных высоковольтных выбросов и тому подобного. И мы, естественно, стараемся включить побольше таких элементов в недорогую сигнализацию с «джентльменским» набором функций — в результате потребитель получает надежную, устойчиво работающую систему. Наш подход прост — сделать сигнализацию более привлекательной для большинства покупателей, кардинально повышая её надежность и безопасность, а не добавляя второстепенные сервисные функции.
И, конечно, мы работаем с известными производителями элементной базы и других комплектующих, это позволяет нам гарантировать десятилетний ресурс большинства моделей, а по истечении этого срока или пробега в 160 тысяч километров мастер может продлить ресурс еще на пять лет. Полтора десятилетия — куда больше? Сигнализация Mongoose любую машину переживет.
Журналист: Что ж, ликбез мы уже прошли, а о возможностях недорогой сигнализации экономического класса давайте поговорим на примере какой-нибудь конкретной модели.
Проектировщик: Хорошо, возьмем хотя бы DUPLEX — это самая дешевая среди систем со встроенным пейджером.
Журналист: Простите, что перебиваю, но мне всегда казалось, что пейджер — некое излишество. Что от него толку, если, к примеру, владелец спит, а его машину взламывают? Сирена, пожалуй, надежнее.
Проектировщик: Во-первых, пейджер — не альтернатива сирене, а дополнение к ней. Во-вторых, статистика свидетельствует, что в Москве очень много машин угоняют со стоянок крупных супермаркетов, рынков. Вы ушли в магазин, воры, которые «пасут» ваше авто, принялись за дело, а на огромной стоянке на звуки сирены никто и внимания не обратит, а вы их не услышите. Другая ситуация — вы на работе, а машина припаркована вдали от офиса. Нет, пейджер очень эффективный, а иногда просто необходимый компонент охранной системы, он даже в городе на расстоянии до 400 метров скажет вам, что на машину кто-то покушается.
В сигнализации Mongoose DUPLEX пейджер встроен прямо в пульт управления. Так что дома вы его по рассеянности не оставите, поскольку без брелока в машину не попадете и мотор не заведете. У брелока-пейджера четыре клавиши, каждая из которых отвечает за определенные функции. Кроме того, на пульте расположены пять светодиодов, которые информируют владельца о причине тревоги. Пейджер оснащен вибратором, так что даже в шумном месте сигнал тревоги вы если не услышите, так ощутите. Все команды брелока-пейджера закодированы по технологии KeeLoq, о неуязвимости которой мы уже говорили.
Теперь о самой сигнализации. Она относится к среднему классу, по цене вполне доступна владельцам отечественных автомобилей. Прекрасно подходит для инжекторных ВАЗовских машин, поскольку у неё есть функция учета задержки гашения салонного света. Впрочем, богатый набор функций позволяет использовать DUPLEX и на дорогих современных иномарках с полными электропакетами.
В системе есть все стандартные функции современных охранных систем, хорошо известные любому автолюбителю — такие, как «паника», тихая постановка на охрану, постановка на охрану с отключением датчиков и т.п. Но есть в ней и нестандартные опции. Например, DUPLEX может охранять машину с заведенным двигателем. Это очень удобно, когда надо ненадолго отлучиться, а печку или кондиционер выключать не хочется. Если же вы планировали отойти на пару минут, но задержались, не стоит беспокоиться — через 10 минут система автоматически выключит мотор, заблокировав его электроцепи, и включит полный режим охраны, но двери при этом не запрет. Разумеется, есть и защита от случайного включения этого режима во время движения — функцию можно задействовать только в течение десяти секунд после открытия и закрытия двери при включенном зажигании.
Есть в системе DUPLEX и программируемый режим пассивного иммобилайзера — если он активизирован, то через минуту после того, как водитель покинул салон машины, автоматически включается блокировка двигателя. Противоразбойная функция «анти-хайджек» активизируется тоже автоматически — либо при включении зажигания, либо когда кто-то открыл дверь при работающем двигателе. После этого у владельца машины есть полминуты, чтобы ввести код отключения. Если он не введен или набран неверно, система переходит в предупредительный режим и еще полминуты запрашивает код короткими звуковыми сигналами и индикацией габаритных огней. Если и после этого код не введен, «анти-хайджек» перейдет в режим тревоги: включится сирена, замигают габаритные огни и заблокируется двигатель.
Журналист: Вы говорили о принципе наращивания функциональных возможностей — чем же обогащены системы DUPLEX 2.1 и 2.2?
Проектировщик: У них не один, а два дополнительных канала. Каждый обеспечивает программный выбор одной из двух функций: первый канал — либо дистанционное отпирание багажника, либо секундный импульс универсального назначения, а второй — либо управление внешним блоком дистанционного запуска двигателя, либо подключение нормально-разомкнутого реле для дополнительной блокировки. Есть и вход управления с программным выбором одной из трех функций — концевик багажника, вход управления центральным замком, вход отключения датчиков и блокировок при совместной работе с внешним блоком дистанционного запуска двигателя. Вообще же у этих систем богатый набор программируемых функций, позволяющий использовать их на самых различных автомобилях. Например, в зависимости от типа центрального замка можно выбрать длительность импульса запирания. Это существенное преимущество, поскольку некоторые европейские автомобили, среди которых весьма популярные в нашей стране «Ауди» и «Мерседесы», укомплектованы пневматическим центральным замком, для управления которым требуется 4-5 секундный импульс.
Журналист:
Что ж, с сигнализациями среднего класса, которых в бренде Mongoose большинство,
мы разобрались, а об элитных системах, видимо, и говорить не стоит — они не
многим по карману.
Проектировщик: Еще одно заблуждение, вызванное плохой информированностью. Сигнализаций такого класса в нашей стране не так уж много, и у большинства из них есть существенный недостаток — очень высокая цена, явно не соответствующая их качеству. Мы же стремились найти компромисс между ценой и качеством. В результате элитные системы IMPERIUM-5000RF и IMPERIUM-7000RF доступны не только владельцам дорогостоящих иномарок, но и хозяевам ВАЗовских моделей «десятого» семейства. У них немало аппаратных достоинств. Например, специальный алгоритм обработки сигнала с помощью встроенного микропроцессора позволяет цифровому датчику удара адаптироваться к уровню внешнего шума. Поэтому он может отличить барабанящий по крыше ливень от удара по кузову автомобиля. Ложные срабатывания, раздражающие и владельцев машин, и окружающих, при таком алгоритме абсолютно исключены.
У сигнализации IMPERIUM-5000RF два программируемых выхода, а у IMPERIUM-7000RF — три. Каждый из них способен выполнять одну из девяти наиболее популярных среди автолюбителей функций, таких, как управление замком багажника, блоком дистанционного запуска двигателя, функцией «комфорт» и т.д. Есть у этих систем оригинальная функция «эквалайзер», позволяющая владельцу машины из трёх различных режимов охраны выбрать наиболее подходящий к ситуации. Конечно, элитная система обойдется дороже, чем сигнализация среднего класса, но установив IMPERIUM, автолюбитель фактически получает три системы с различными заранее заданными параметрами.