Кадры из фильма «Берегись автомобиля», живописующие о том, как обаятельный
угонщик Деточкин попал ногой в капкан, думается, помнит большинство наших
читателей. Но если кто-то из них сейчас посмотрит эту ленту (телевидение частенько
балует нас старыми фильмами, поскольку пристойных новых нет), наверняка усмехнется
— прошлый век, сейчас капканы не нужны, есть множество современных, хитроумных
и надежных охранных систем. И ошибется — живы еще славные традиции. Чтобы
убедиться в этом, достаточно сходить в столичный Музей угона транспортных
средств. В его экспозиции есть и капкан, который хозяин, видимо, большой поклонник
популярной кинокомедии, установил под педалью сцепления. Правда, вора он не
поймал — в капкан угодила лапой его собака. Тут-то и выяснилось, что кино
и жизнь — вещи разные. Капкан сработал с задержкой, собачка, взвизгнув, убежала,
а плагиатор, видимо, отправился в магазин за сигнализацией.
Среди приверженцев нетрадиционных охранных систем встречаются не только «охотники», но и «рыбаки». В экспозиции есть «тройники» — рыболовные крючки с тремя жалами. Один восьмидесятилетний умелец раскладывал их на водительском сиденье своего автомобиля, который, похоже, по возрасту был почти ровесником хозяина. Пенсионер рассуждал вполне логично — если вору в ягодицу вопьётся жало «тройника», ошалевшему от боли угонщику будет уже не до возни с машиной — такой крючок не так-то просто вытащить. С логикой у почтенного автолюбителя было все в порядке, а вот память старика нередко подводила. В темном гараже он не раз становился жертвой собственной изобретательности, садясь на заточенные жала «тройников». В конце концов здраво решил — такая метода себе дороже, а на старенькую машину вряд ли кто позарится. И отнес свою «охранку» в музей.
Есть в экспозиции даже... сабля. Правда, совсем уж непонятно, как можно её использовать против угонщиков. Для защиты машины она не годится, для зверской расправы с преступником, покусившимся на святое — вашу частную собственность — тоже. Если злоумышленник проник в салон, лежащая там сабля скорее всего окажется в его руках, а не в руках хозяина.
Вообще же экспозиция в который раз убеждает, что известное изречение: «машину нельзя угнать только у того, у кого её нет» — справедливо лишь чисто теоретически. Да, объединенные в преступные группы угонщики-профессионалы прекрасно оснащены и хорошо организованы. У них есть подразделения, ведущие слежку за облюбованным авто, которая позволяет узнать привычки владельца, его излюбленные маршруты, обстановку в местах парковки. Есть классные слесари, знающие, как расправиться с механическими замками-блокираторами, есть электронщики, способные за несколько минут отключить сигнализацию. Этих на рыболовный крючок не поймаешь, да и не нужна им ни старенькая «копейка», ни новенькая «десятка» — такие группы работают «под заказ», они охотятся за дорогими иномарками.
Большинство
же угонщиков действуют весьма примитивными методами и столь же примитивными
инструментами — не случайно в экспозиции оказались традиционные зубило и молоток.
Угонщики такого уровня — а их большинство — предпочитают машины, хозяева которых
рассчитывают на штатные противоугонные системы вроде заводского замка руля.
Пределом осторожности такие автолюбители считают «клюшку», зацепленную за
руль и педаль, или дешевую «сигналку», которая, в сущности, умеет только дистанционно
запирать замки дверей. Увы, стопор руля элементарно ломается, если крутануть
баранку с большим усилием, а перекусить «клюшку» гидравлическими щипцами можно
быстрее, чем установить её.
Для тех, кто предпочитает современным сигнализациям самодельные «секретки», приведем кое-какие статистические сведения. В Москве половину автомобилей крадут просто на улице, причем большинство из них угоняют от крупных супермаркетов. Например, с огромной стоянки магазина «Икеа» в месяц уводят в среднем 30 автомобилей — по машине в день. А ведь она прекрасно просматривается — ясно, что возиться возле хорошо защищенной машины никто не рискнет. Весьма полезная информация для людей, размышляющих, какими охранными системами защитить свою машину.