(Продолжение. Начало в апрельском номере)
Итак, вы установили сигнализацию и препоручили ей машину, сняв с себя все заботы по охране. Так поступают многие, если не большинство. Но это неверный стереотип поведения. Сигнализация, даже безусловно хорошая, всего лишь сторож, который должен сообщить вам, что с машиной не все в порядке. У неё и у механических «противоугонок» одна задача — заставить вора возиться как можно дольше. Это уже немало. Но из этого следует, что основным препятствием для угощиков остается все-таки сам владелец машины. Поэтому несколько рекомендаций ему не помешают.
Вот типичные советы «бывалых». Не мыть новую машину, чтобы она выглядела как старая, а еще лучше сразу накрутить на счетчике спидометра тысяч 80 километров. Забудьте о таких советах сразу — не надо считать угонщиков дураками. Зато твердо запомните другое — хорошую и грамотно установленную сигнализацию крайне трудно отключить, не вызвав ее срабатывания. Если это не удалось, профессионал вообще не станет угонять автомобиль. А вор среднего пошиба, имея дело с такой системой, может рассчитывать только на наглый взлом, невнимание владельца и безразличие окружающих.
Мы, естественно, не будем рассуждать, как уберечься от профессионалов — если автомобиль «заказан», он, как правило, обречен. Но это касается только очень дорогих машин, наши же рекомендации адресованы владельцам не престижных и дорогих иномаркок, а обычных отечественных авто или импортных машин second hand.
Угонщиков очень привлекает машина незащищенная — раз, незарегистрированная — два. Трое знакомых автора этих строк лишились своих авто по тривиальной схеме: в субботу покупали, в воскресенье на радостях «обмывали», в понедельник в ГИБДД выходной, ну, а «сигналку» как-нибудь на неделе поставим. У двоих угнали новенькие машины на второй день, у одного на третий. Перегоняя машину из автосалона, поглядывайте, не «ведут» ли вас с целью узнать конечный пункт маршрута. Покатайтесь по малооживленным улицам, сделайте пару остановок, оглядитесь. Что вас учить, детективы все смотрят. Даже если не заметите ничего подозрительного, не успокаивайтесь — все мы знаем, что у каждой коммерческой структуры есть «крыша», и ваш адрес, взятый из паспорта, кто-то из связанных с ней сотрудников автосалона вполне может сообщить кому надо. Поставив машину, последите, не крутится ли кто поблизости. Сигнализацию приобретите заранее, договоритесь об её установке и лучше всего сразу из салона поезжайте монтировать её.
Теперь о внимании. Причина многих угонов элементарна — некоторые забывают включить сигнализацию и очень многие оставляют ключи в замке зажигания, если выходят из машины ненадолго — увидел приятеля, подошел к ларьку за сигаретами. И нередко расплачиваются за это. Вот классический случай — заведя машину со сломанным стартером «с толкача», хозяин поехал на сервис. Даже не выключив мотор (место было малолюдное), пошел договариваться с мастером о ремонте. Вышел через несколько минут из ворот сервиса — машины и след простыл. Не стоит забывать и о простеньком приемчике воров — к оси безгаражного автомобиля привязывается длинная леска с палочкой на конце. Владелец утром проезжает несколько метров и слышит подозрительный стук — это леска намоталась на ось и палка стучит о днище. Человек выходит, не заглушив двигатель, и лезет под машину. Угонщик садится и уезжает.
Надо выработать правило, граничащее с условным рефлексом — выходя из машины даже на несколько секунд, вынимать ключ зажигания. А еще лучше ставить авто на охрану — невелик труд нажать кнопку на брелоке. Закрывание машины должно стать доведенным до автоматизма ритуалом: ключи, двери, окна, сигнализация, багажник, капот, взгляд в салон.
Спросите себя, обращаете ли вы внимание на характер мигания световода за лобовым стеклом? Вряд ли. Возможно, и не надо этого делать, выводя машину из гаража или садясь в неё на стоянке родного офиса. Хотя как сказать — автор этих строк по индикатору сигнализации обнаружил однажды, что в его машину пытались залезть рядом с очень крупным и известным банком, в переулке, по которому ходят охранники с автоматами. А уж в незнакомом месте взглянуть на светодиод не мешает — характер его мигания скажет, какой из датчиков срабатывал в ваше отсутствие.
Вообще не оставляйте без внимания факты срабатывания сигнализации, а чтобы проще было их отслеживать, выбирайте охранную систему с адекватной реакцией на покушение. Если угонщикам сигнализация не поддается с первого раза, они пытаются убедить владельца в том, что система испортилась. Способы известны — раскачивать авто, бросать в него теннисный мяч. Сработает датчик удара несколько раз подряд, и человек решит — «сигналка глючит». Не поддавайтесь искушению отключить систему, лучше проверить сигнализацию, на какое-то время убрать машину на другое место, лучше — на охраняемую стоянку. Интерес к автомобилю не может быть вечным, знатоки уверяют, что угонщиков развратило обилие легко угоняемых автомобилей. Поэтому они предпочитают не тратить много времени и усилий на один автомобиль — нет необходимости, да и чревато.
Напомним статистику — в Москве 40% машин угоняют просто с улиц, от крупных супермаркетов. Значит, пейджер будет отнюдь не лишним элементом охранной системы. Однако помните — вы можете надолго отойти за пределы действия пейджера. К примеру, у магазина «Икеа» стоянка такая огромная, что на ней даже найти свой автомобиль трудно, а маршрут по магазину похож на лабиринт — он специально организован так, чтобы посетитель обошел все товары. Это отнимает больше часа. Тут не лишне будет задействовать всё, что у вас есть — и сигнализацию, и замок на руль и КПП.
Место стоянки вообще надо выбирать осторожно. Отдавайте предпочтение максимально освещенному, а отнюдь не укромному месту. Пусть вас не смущает, что мимо машины будут проходить много людей, гораздо опаснее темный закоулок, где злоумышленника никто не потревожит. Если вы ставите машину днем, но собираетесь задержаться допоздна, подумайте, что будет представлять собой это место с наступлением темноты. Не стоит оставлять авто рядом с кинотеатром, бассейном, театром, куда вы приехали. Угонщик легко вычислит, сколько у него времени в запасе — лучше припарковаться в сторонке и пройти лишние полсотни метров.
Среди автомобилистов популярна отдающая фатализмом фраза — нельзя угнать автомобиль только у того, у кого его нет. Это миф, и работает он на угонщиков. Правда же в том, что количество попыток угона намного больше реализованных краж. Это доказывает эффективность применения противоугонных систем. Только не забывайте — вы тоже элемент этих систем. И весьма существенный.