| |
«АвтоВАЗ» рекомендует надежные системы
«Собираюсь купить «десятку» и сразу установить на неё сигнализацию. Но в автосалонах нет выбора — там принудительный ассортимент. А я слышал, что есть рекомендации ВАЗа, в которых перечислены конкретные системы, предпочтительные для тольяттинских машин. Понятно, что ВАЗу безразлично, угонят у вас машину или нет. Сомнительно и то, что завод лоббирует в пользу какого-то производителя охранных систем — своих забот хватает. Тогда чем же объяснить эти предпочтения, каковы их критерии?»
Любопытный и актуальный вопрос задает один из наших читателей. Ответить на него редакция попросила инженера-электронщика Сергея Найденова.
Читатель совершенно прав, говоря, что заводу нет дела до дальнейшей судьбы сошедшей с конвейера машины: охранять её — забота хозяина. Но надежность охранных систем отнюдь не безразлична производителю. Просто в качестве критерия, которым руководствовался завод, выбрана так называемая эксплуатационная надежность. Она определяется не количеством охранных и сервисных функций (именно они в первую очередь интересуют покупателя), а, главным образом, количеством защитных элементов в электрической схеме. Это защита от скачков напряжения, переполюсовки, импульсных помех, возможных высоковольтных выбросов и, разумеется, совместимость с штатной электрикой и электроникой автомобиля.
Ненадежность и несовместимость сигнализации может вызывать сбои как в её работе, так и в работе штатных систем авто. Первая из этих неприятных ситуаций касается только хозяина машины, а вот вторая — непосредственно «АвтоВАЗ»а. Ибо покупатель автомобиля наверняка потребует гарантийного ремонта, хотя виноват в неисправности отнюдь не автозавод.
А теперь внимание! Заботясь о своекорыстных интересах, «АвтоВАЗ» тем самым волей-неволей стоит и на страже ваших. Потому что производитель, акцентирующий внимание на эксплуатационной надежности своей сигнализации, уж тем паче обеспечивает её функциональную надежность. Попросту говоря, система, сочетающая эти два важнейших качества, будет лучше охранять ваш автомобиль. Поясним на примерах.
Большинство из одобренных ВАЗом сигнализаций относятся к модельному ряду хорошо известных систем Mongoose. Это универсальные сигнализации, возможности которых могут быть полностью раскрыты и на дешевых, и на дорогих автомобилях. Даже в самых простых из них есть весь необходимый набор противоугонных функций. Естественно, такие сигнализации контролируют состояние концевых выключателей дверей, капота, багажника. К ним можно подключать и дополнительные датчики — объема, наклона, двузоновый датчик удара. При постановке машины на охрану сигнализации Mongoose автоматически сканируют датчики и отключают испорченные. В основном блоке есть мощное реле блокировки, способное работать с сильнотоковыми цепями.
Некоторые модификации (главным образом, недорогие) изготовлены с таким расчетом, чтобы человек с руками и головой на плечах мог смонтировать сигнализацию сам, сэкономив деньги на установке. Инструкция доходчиво рассказывает, как это сделать. Монтаж таких систем значительно упрощает расположение всех разъемов с одной стороны блока. Кстати, ошибка при их установке не опасна — все входы надежно защищены.
Даже в недорогих системах Mongoose для кодирования подаваемых с брелока радиокоманд применена уникальная технология, которая делает бесполезными попытки перехватить код с помощью граббера, а для повышения секретности есть еще и функция антисканирования. В числе дополнительных опций безопасности есть и так называемая память состояния — сигнализации Mongoose нельзя обезвредить, просто сбросив клемму с аккумулятора. Как только злоумышленник снова наденет клемму, память включит блокировку двигателя и сигнал тревоги.
Нашумевшая история угона машины у популярного сатирика М.Жванецкого напоминает — в современной сигнализации обязательно должен быть режим «анти-хайджек» — защита от разбойного нападения, а владелец машины должен уметь им пользоваться. Конечно, «девятка» или «шестерка» — не дорогой джип «мерседес-гелентваген», но мало ли что может в жизни случиться. Именно поэтому даже в недорогих системах Mongoose, не говоря уж об элитных, есть программируемый режим «анти-хайджек», который активизируется, когда кто-то откроет дверь при включенном зажигании. Через полминуты «анти-хайджек» начнет в течение 30 секунд подавать короткие предупредительные звуковые сигналы. Эта пауза нужна, во-первых, для того, чтобы грабители успели отъехать на безопасное для хозяина машины расстояние, а, во-вторых, на тот случай, если он сам забыл отключить «анти-хайджек». После паузы включатся тревожные световые и звуковые сигналы, а двигатель будет заблокирован. От мигающей и воющей машины любой угонщик постарается унести ноги подальше. А как только зажигание будет выключено, сигнализация, не запирая дверей, поставит авто на охрану, и снять с нее машину можно будет только с помощью персонального кода. Кстати, в большинстве систем Mongoose есть еще одна опция, которая тоже в какой-то мере защищает от насильственного угона. Она не позволяет посторонним попасть в салон автомобиля — при включении зажигания двери автоматически запираются, а при выключении отпираются.
Нет смысла перечислять весь «джентльменский» набор охранных функций относительно недорогих сигнализаций модельного ряда Mongoose — принципиально он не так уж отличается от аналогичных опций элитных систем, в которых просто больше сервисных функций. А вот поговорить об уже упоминавшейся выше эксплуатационной надежности стоит. И вот почему. Для рядового покупателя уровень защиты самой сигнализации — тайна за семью печатями, он не разберется в технических подробностях, да и не узнает о них из инструкции пользователя. Но косвенно оценить этот уровень может любой человек, узнав, к примеру, что ресурс охранной системы Mongoose велик, и может достигать — 10-15 лет. Словом, ВАЗ не случайно включил эти сигнализации в свой «рейтинг-лист».
В заключение отметим — рекомендации завода не имеют обязательного характера, они сформулированы весьма корректно: «На автомобили ВАЗ может устанавливаться охранная сигнализация, имеющая... одобрение «АвтоВАЗа». Может и должна — понятия разные. Нигде не сказано прямо, что у вас будут проблемы с гарантией, если вы поставите систему, не попавшую в заветный рейтинг автозавода. Но жизнь подсказывает — с производителем лучше не конфликтовать. Так что стоит прислушаться к мнению тольяттинских инженеров, тем более что их рекомендации вполне объективны — качество и надежность одобренных ВАЗом систем, в частности, сигнализаций Mongoose, давно оценили и сами автолюбители.
Но в предписании ВАЗа кроме перечня одобренных охранных систем есть еще и рекомендации их установщикам. И вот они-то куда категоричнее, поэтому знать их суть нужно не только мастерам, но и покупателям. Она проста — если после оснащения автомобиля сигнализацией в штатном электрооборудовании машины возник какой-то дефект, а у специалистов, монтировавших охранную систему, нет сертификата (лицензии), завод не будет выполнять свои гарантийные обязательства. Иными словами, ВАЗ не намерен расплачиваться за чью-то халтурную или неквалифицированную работу. Вывод очевиден: если вы хотите сохранить гарантию на электрооборудование новой машины, требуйте от сервиса копию сертификата.арственным интересам.
| | |