Автоматическая блокировка дверных замков, безусловно, одна из самых удобных функций любой охранной системы. Выполняют эту работу актуаторы — миниатюрные электромоторы с редукторами, механически связанные с блокираторами дверных замков .Вошедший в моду термин означает то же самое, что и давно всем известный «привод». Центральный замок — это, в сущности, совокупность блока управления и актуаторов, смонтированных в дверях, багажнике, крышке топливного бака. В приводы передних дверей встраивается двух- или трехконтактный переключатель, подающий через центральный блок команду на остальные актуаторы.
В недорогих иномарках в водительской двери установлена только контактная группа, связанная с личинкой ключа, поэтому при установке сигнализации эту дверь необходимо доукомплектовывать актуатором. Более дорогие машины с начала 90-х годов комплектуют сложным центральнвм замком, которым можно управлять с любого замка машины. Чуть позже появились штатные системы с радиочастотным и инфракрасным управлением центрального замка, в том числе совмещенные с заводской противоугонной системой. Чтобы исключить возможность открыть дверь с помощью металлической линейки или проволоки, в некоторых моделях («БМВ», «Ниссан» и др.) применяются актуаторы с внутренней блокировкой, не позволяющие без команды от центрального блока разблокировать замок двери. В последние годы центральным замком стали комплектовать и некоторые ВАЗовские модели. В дверях наших переднеприводных автомобилей появились отверстия для крепления актуаторов, а в механизме замка — под пластмассовый фиксатор его тяги.
Есть несколько стандартных схем включения актуаторов:
центральный замок отсутствует (рис.1);
позитивное управление центральным замком (рис.2);
негативное управление центральным замком (рис.3);
управление пневматическим центральным замком, которые, хоть и редко, но встречаются (рис.4).
К нестандартным схемам можно отнести диопроводное управление в некоторых японскихе автомобилях, например, в «Субару» (рис.5). В некоторых автомобилях допустимо и подключение к силовым выходам блока управления, но при этом следует соблюдать осторожность (рис.6). Например, в «Хонде Цивик» выпуска 1997 года со штатным негативным управлением центральным замком алгоритм работы центрального блока не позволил применить стандартную схему, пришлось включаться в силовые цепи. Для управления пневмозамком «Мерседеса» Е-класса (W210) проще всего использовать клавишу блокировки дверей, расположенную на центральной консоли (рис.7).
Несколько слов о культуре установки. Типичная ситуация — через некоторое время клиент приезжает на сервис с претензией — не работает один из актуаторов. Причина банальна — недостаточно затянуто крепление тяги, в результате — разрыв механической связи. Усилие затяжки должно быть строго дозируемым, в противном случае просто срывается резьба крепления. Некоторые установщики не используют трубчатые переходы из стойки в дверь, просто подвешивают провода в воздухе. А халтура — это уже стиль работы, такие «мастера» вполне могут не поставить предохранитель в силовые цепи. Тут вообще один шаг до пожара.
Посмотреть схему