Самая полная информация по этой теме на: www.tzr.ru
НОВОСТИ
АВТОМОБИЛИ
АКСЕССУАРЫ
СИГНАЛИЗАЦИИ
БЛОКИРАТОРЫ
МУЗЫКА
АВТОСЕРВИС
НАШИ ТЕСТЫ
СПОРТ
ТЮНИНГ
О ЖУРНАЛЕ
ЮМОР
НАША ТОЧКА ЗРЕНИЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ
АРХИВ НОМЕРОВ
Электроника для дома
Обои на рабочий стол
Разобрался сам — обучи электронику.

Профессор жалуется в деканате на «тупых» студентов: «Читаю им лекцию про теорему Ферма — не понимают. Рассказываю снова — ни бум-бум. Трижды объяснял, сам наконец разобрался, а до них не доходит». Эта старая студенческая байка вспомнилась, когда знакомый, купивший «девятку», битый час с инструкцией в руках пытался «обучить» штатный вазовский иммобилайзер АПС-4. И он не одинок — многим не удается запрограммировать ключи, и надежная противоугонная система спит в новенькой машине, словно нерадивый дед-сторож в овчинном тулупе. Поэтому сегодня мы расскажем о нюансах, типичных ошибках, попытках подправить иммобилайзер с помощью рацпредложений и т.п.

Разумеется, нет смысла излагать инструкцию, которую вы получите, купив машину, оборудованную иммобилайзером еще на заводе. Однако короткое знакомство с АПС-4 не помешает. Система состоит из самого иммобилайзера, рабочих (черных) кодовых ключей, обучающего (красного) ключа и иммобилайзерной части программы контроллера системы управления двигателем (СУД) BOSCH MP7.0, M1.5.4 или «Январь-5»(ВАЗ). При поставке с завода иммобилайзер и контроллер СУД находятся в девственно чистом, «необученном» состоянии и не представляют собой единую систему. Это означает, что иммобилайзер не влияет на работу контроллера и не помешает завести двигатель.

Перевести эти блоки в рабочее состояние можно при помощи обучающего ключа. Описанная в инструкции процедура так и называется — «обучение чистого иммобилайзера». На этом этапе в качестве обучающего можно использовать любой красный ключ, который до этого не использовался для работы с другими блоками. В этом случае в нем не записано никакого кода — именно в таком состоянии поставляются с завода все красные ключи.

Когда начинается обучение, контроллер СУД генерирует пароль для системы и передает его иммобилайзеру, который сохраняет его в своей энергонезависимой памяти и, кроме того, записывает пароль в обучающий ключ. Если вся процедура выполнена правильно, то оба блока переходят в обученное состояние, а обучающий кодовый ключ отныне будет подходить только к этой паре иммобилайзер-контроллер.

Красный ключ хранит пароль системы, использовать для снятия системы с охраны его нельзя, а применять можно только для выполнения специальных обучающих процедур:

— перевод системы в обученное состояние, обучение и переобучение рабочих кодовых ключей, вход в режим технического обслуживания и выход из него;

— восстановление работы системы при замене одного из блоков в случае неисправности, программирование процедуры аварийного обхода иммобилизации («альтернативный выход»). При выполнении любой из обучающих процедур в системе генерируется новый пароль, который сохраняется в контроллере СУД и иммобилайзере. Этот новый пароль переписывается и в обучающий ключ. Такая система не позволяет злоумышленникам считать пароль из обучающего ключа и создать дубликат. Если у владельца возникло сомнение, что пароль из его обучающего ключа был считан, ему достаточно выполнить одну или несколько обучающих процедур (например, вход в режим технического обслуживания и выход из него), и старый пароль системы станет недействительным.

После того, как система была переведена в обученное (рабочее) состояние, полностью дезактивировать её невозможно — обученный контроллер СУД всегда будет запрашивать разрешения у иммобилайзера на запуск двигателя, и вывести его из этого состояния нельзя. Однако в иммобилайзере есть режим «технического обслуживания», который позволяет отключить необходимость снятия иммобилайзера с охраны перед запуском двигателя. В этом режиме АПС-4 как бы всегда снят с охраны и позволяет контроллеру СУД запуск двигателя. Этот режим удобен при ремонте или техническом обслуживании автомобиля — не нужно передавать мастерам кодовые ключи. При этом следует понимать, что, находясь в режиме технического обслуживания, контроллер СУД продолжает каждый раз запрашивать у иммобилайзера пароль для запуска двигателя, и в случае неисправности иммобилайзера или обрыва связи двигатель не заведется. Процедуры перевода иммобилайзера в режим технического обслуживания и обратно описаны в инструкции по работе с иммобилайзером.

Обучающий ключ, в котором хранится пароль системы, нельзя использовать для «обучения» других иммобилайзеров — в него будет записан пароль для новой системы, а старый безвозвратно утерян. Это не позволит в дальнейшем воспользоваться ни одной из обучающих процедур. Поэтому после перевода системы в обученное состояние к красному ключу лучше всего прикрепить бирку с номером автомобиля, и хранить в недоступном для посторонних месте. Если потеряны оба черных ключа, но сохранился красный, можно обучить для работы в системе новые чистые рабочие ключи. Но если утерян обучающий красный ключ, пиши пропало. Для людей неаккуратных и рассеянных особо подчеркнем — когда система обучена, вернуть оба блока в чистое состояние уже невозможно. Значит, при утере всех ключей, включая красный, придется заменять оба блока (контроллер СУД и иммобилайзер) на новые.

В процессе перевода системы в обученное состояние одновременно обучаются и рабочие черные ключи — в них записывается код. Они тоже защищены от считывания кода и создания дубликата, поскольку содержат специальный криптографический блок. Когда владелец подносит рабочий ключ к считывателю, иммобилайзер посылает в него случайное число. Ключ это число шифрует при помощи кода и полученный ответ посылает обратно иммобилайзеру. Иммобилайзер, в свою очередь, тоже шифрует посланное число и сравнивает ответ с полученным от ключа. При совпадении ответов иммобилайзер снимается с охраны. Таким образом, сам код ключа никогда не передается, значит, не может быть считан.

В одном из сервисов был случай — не отличающиеся высокой квалификацией автослесари обучили систему на одном автомобиле, а затем начали обучать этим же красным ключом другой. После этого первая машина перестала воспринимать красный кодовый ключ, и «кулибины» ломают голову — почему? Еще раз напомним — красный кодовый ключ является переобучаемым, именно это его свойство позволяет сменить коды доступа в системе после того, как автомобиль побывал в чужих руках. В результате любой красный кодовый ключ может стать мастер-ключом для любого необученного иммобилайзера вне зависимости от того, использовался ли этот красный ключ ранее. Но он всегда становится принадлежностью только последней обученной системы.

Черные же ключи обучаются один раз и навсегда — после обучения их невозможно использовать в другой необученной системе. Рекомендуем соблюдать следующие правила: НИКОГДА не отдавайте красный кодовый ключ в чужие руки, НИКОГДА не храните красный кодовый ключ в автомобиле, НИКОГДА не используйте красный кодовый ключ на нескольких автомобилях. После того как автомобиль побывал в чужих руках, ВСЕГДА выполняйте процедуру переобучения.

Но вот вы обучили иммобилайзер. Теперь в режиме охраны контроллер СУД не получает разрешения на запуск двигателя и прекращает топливоподачу и зажигание. При снятом с охраны иммобилайзере контроллер СУД разрешает работу двигателя в нормальном режиме.

Иммобилайзер устанавливается на охрану автоматически без участия водителя. Чтобы его снять с охраны, достаточно поднести обученный рабочий (черный) ключ к считывателю. В инструкции об этом рассказано подробно, поэтому повторяться мы не будем, сосредоточимся на некоторых тонкостях, которые порой ставят в тупик людей, незнакомых с принципами электронных охранных систем.

Первая и весьма распространенная загадка. Мало кто, купив новую машину, ограничивается штатным вазовским иммобилайзером, обычно монтируют и сигнализацию. Вот тут и начинается — АПС-4 встает в режим охраны... и сирена «сигналки» начинает кричать. Разгадка проста — у иммобилайзера АПС-4 есть функция подсветки салона после закрывания двери — плафон плавно гаснет примерно через 20 секунд после закрытия двери. К сожалению, некоторые модели охранных сигнализаций не поддерживают эту функцию. Поэтому, выбирая сигнализацию на новый автомобиль, справьтесь, есть ли у нее функция плавного гашения плафона (программируемая задержка при постановке на охрану). А если вы уже поставили систему без этой опции и лишь потом решили «обучить» штатный иммобилайзер, не паникуйте. Выход прост — ставьте сигнализацию на охрану только после того, как в салоне погасанет плафон. Несколько секунд подождать — не проблема. Нетерпеливые же и разбирающиеся в электрике автомобилисты знают, что плафон освещения салона и концевой выключатель двери подключены к выводу 10 иммобилайзера (зелено-черный провод). Если аккуратно выпаять драйвер управления лампой освещения салона, соединенный с выводом 10, вы лишитесь функции плавного гашения, зато получите возможность устанавливать охранную сигнализацию сразу после закрытия двери. Однако при таком способе вы потеряете гарантию.

Должны предупредить и о том, что установщики старых моделей сигнализаций зачастую сознательно отрезают провод, идущий к выводу 10 иммобилайзера. Увы, это приводит не только к отключению функции плавного гашения плафона, но и к потере части функций иммобилайзера. В частности, он не сможет автоматически переходить в режим чтения кодовых ключей после открытия двери водителя, не сможет и быстро ставить машину на охрану после выключения зажигания и закрытия двери водителя.

А вот любопытное письмо, полученное редакцией: «Почему мой иммобилайзер исправно встает на охрану, а двигатель заводится в любом состоянии?» Не исключено, что с таким казусом сталкивались и другие автомобилисты. Не стоит делать поспешных ваводов и с порога критиковать АПС-4. Такое возможно лишь тогда, когда не обучен блок управления двигателем. Проверено многократно. Проведите процедуру переобучения, которая описана в инструкции (см. п.п. 5.7 и 5.8). После проведения процедуры обучения обратите внимание на поведение светодиода считывателя кодовых ключей. По его поведению можно распознать состояние как иммобилайзера, так и блока управления. А если отдаете автомобиль на сервис, после ремонта обязательно проверяйте по инструкции функционирование системы — это позволит вам распознать несанкционированные действия «кулибиных». Если нужно, проведите переобучение системы.

Мы, кстати, высоко ценим талант замечательного русского механика-самородка. Но в наше время его фамилия стала нарицательной — сейчас уже мало иметь золотые руки, к ним нужны еще и основательные знания. В этой публикации мы и пытаемся хоть в какой-то мере компенсировать их у тех, кто прежде не имел дела со сложными электронными охранными системами. В частности, у некоторых возникает вопрос: почему при подаче «+» бортсети на один из выходов иммобилайзера он снимается с охраны? Ответ очевиден — при постоянной подаче «+» бортсети на выход иммобилайзера, идущий к клемме 15 (зажигание), иммобилайзер отнюдь не снимается с охраны, он просто НИКОГДА НЕ ВСТАЕТ на охрану. Если иммобилайзер обучен и стоит на охране, его невозможно снять с охраны без кодового черного ключа, простой подачей напряжения. Поэтому повторим еще раз — после ремонта на сервисе обязательно переобучайте систему.

Некторые жалуются: иммобилайзер обучен, стоит на охране, но черными ключами с неё не снимается — двигатель не заводится? Видимо, эти автолюбители не очень внимательно прочли инструкцию. Надо пытаться снимать АПС-4 с охраны только тогда, когда светодиод мигает 2 раза в секунду (режим чтения). А чтобы перевести иммобилайзер в режим чтения, надо открыть дверь или включить на секунду зажигание. Если он не снимается и в режиме чтения, значит, либо при обучении не были обучены ключи, либо были обучены ключи, ранее использованные на другом иммобилайзере. В этом случае надо провести процедуру переобучения со своими или чистыми рабочими ключами.

Бывает, что при покупке машины человек не проверил комплектацию, а потом выяснил, что у него только один рабочий ключ иммобилайзера. Это неприятно — по инструкции необходимо два рабочих ключа, чтобы активировать иммобилайзер. Не огорчайтесь, на самом деле это можно сделать и двумя ключами: обучающим и только одним рабочим. Выполняете процедуру обучения как обычно, но вместо второго черного ключа (по инструкции), подносите красный. Таким образом, у вас получится красный кодовый ключ и один рабочий черный. Когда купите новый чистый кодовый ключ, проведите процедуру переобучения и у вас снова будет два черных рабочих ключа. При процедуре переобучения можно использовать как свои старые черные ключи, так и новые чистые. Всего можно обучить два рабочих ключа.

На этом ликбез для автоюбителей можно закончить и перейти к информации, которая окажется полезной установщикам (впрочем, для пользователей она тоже не будет лишней). Как связаны контроллер СУД и иммобилайзер? АПС-4 подключается к контроллеру СУД по диагностической линии контроллера. Иммобилизатор имеет встроенное реле, которое может подключать или отключать диагностическую колодку автомобиля к контроллеру СУД. Если к диагностической колодке не подключен диагностический тестер, то реле размыкает диагностическую цепь контроллера, и линия используется только для связи контроллера СУД и иммобилайзера. При подключении диагностического тестера к колодке реле замыкает диагностическую цепь, что позволяет производить обмен информацией тестера с контроллером СУД. Но если при работе тестера у контроллера СУД возникла необходимость запросить у иммобилайзера разрешение на работу двигателя, тестер отключается, и происходит обмен информацией между иммобилайзером и контроллером СУД. Иначе говоря, иммобилайзер имеет приоритет перед тестером при работе с контроллером СУД.

Каждый раз при включении зажигания контроллер СУД спрашивает у иммобилайзера пароль на разрешение запуска двигателя. В ответ иммобилайзер посылает либо отказ, если он находится на охране, либо правильный пароль, если он снят с охраны. Таким образом, двигатель автомобиля заведется только, если иммобилайзер снят с охраны. При обмене секретной информацией между иммобилайзером и контроллером СУД используется процедура шифрования пароля. Это означает, что информация, передаваемая по линии, каждый раз разная — в открытом виде пароль не передается. Это позволяет избежать возможности запуска двигателя путем считывания информации с линии обмена и воспроизведения ее злоумышленником.

Нередко установщики не знают, можно ли заменить только один из блоков системы в случае неисправности или надо менять оба — ведь они взаимосвязаны. Это возможно, если не утерян обучающий «красный» кодовый ключ для данной системы. Так как пароль системы хранится в трех разных устройствах — в контроллере СУД, в иммобилайзере и в обучающем ключе, есть возможность восстановить работоспособность системы при неисправности одного из блоков, при совпадении паролей в оставшемся блоке и обучающем ключе. Однако новый блок, устанавливаемый взамен неисправного, должен находиться в чистом состоянии — нельзя использовать для замены блок, который до этого использовался в другой обученной паре контроллер-иммобилайзер. После замены необходимо провести ту же процедуру перевода в обученное состояние, как и в случае обучения полностью новой системы.

Процедура «Выход из режима технического обслуживания и обучение ключей» описана в инструкции по работе с иммобилайзером. Однако для её проведения необходимо использовать обучающий красный ключ от «старой» системы. Тогда даже обученный контроллер СУД воспринимает «свой» пароль из обучающего ключа и позволяет провести обучение системы. Но при замене иммобилайзера некоторая информация в системе теряется, поэтому с первого раза успех в данном случае не гарантирован, может понадобиться 2, 3 или 4 попытки. При замене иммобилайзера следует помнить, что рабочие черные ключи не переобучаемы, необходимо обучить новые рабочие ключи из комплекта нового иммобилайзера.

И последнее — АПС-4 надежно защищает машину, но абсолютной надежности в технике не бывает. Да, подобрать пароль или ключ к иммобилайзеру злоумышленники не смогут. Именно поэтому угонщики используют другой прием — приносят с собой необученный блок управления, порой даже вместе со жгутом проводов. Поэтому рекомендуем применять механическую защиту капота и любой механический блокиратор коробки или рулевой колонки в дополнение к электронным средствам.
Инструкция по активизации АПС-4.
      Светодиод Зуммер Примечания
Программирование ключей. Valet-режим. СД загорается при IGN On,
гаснет при запуске двигателя.
1 IGN On   On    
2 IGN On Кр. On    
3 IGN Off Кр. On Short 2c подождать
4 IGN Off 10 раз в секунду   Менее 10с
5 IGN Off Черн.1   Менее 10с
6 IGN Off Черн.2   Менее 10с
7 IGN Off Кр. On Менее 10с
8 IGN On/Off   Off Вкл/выкл зажигания  
Переход в Valet-режим из рабочего. СД опрашивает ключи после выключения зажигания (вспышки 2 раза в секунду)
1 IGN On   2 раза в секунду    
2 IGN On Кр.      
3 IGN Off Кр. On Short 2с подождать
4 IGN Off   10 раз в секунду   Менее 10с
5 IGN Off Кр. On 1c Менее 10с
6 IGN On/Off   Off Short Вкл/выкл зажигания  
SpyLOG
Турбонаддув. "Девятка" 5 секунд до сотни!
Hosted by uCoz