| |
Если радар-детектор молчит
«Точка зрения» не раз публиковала материалы как о радарах, которыми пользуется ГИБДД, так и об радарах-детекторах, предупреждающих водителя еще до того момента, когда прибор инспектора зафиксирует превышение скорости. Однако, судя по редакционной почте, у читателей еще остаются вопросы. Сегодня мы отвечаем на некоторые из них.
Объясните, пожалуйста, попроще, как работает дорожный радар?
Представьте, что вы сидите в лодке посреди озера, по которому ветерок гонит легкие волны. Вы слышите их равномерные удары по корпусу. А теперь начните грести навстречу бегущим волнам — удары о форштевень станут чаще. Если же вы развернете лодку по ходу волн, удары о корму будут намного реже. Это самая простая и наглядная демонстрация эффекта Доплера, названного именем австрийского ученого, который обнаружил это явление полтораста лет назад. Суть его в том, что длина волны (и частота излучения — эти параметры взаимосвязаны) меняется, если излучение испускает или отражает движущийся объект.
Эффект Доплера присущ любому волновому излучению, будь то свет или звук, и именно на нем основан принцип действия всех радаров, в том числе, и автомобильных. Радар ГИБДД излучает электромагнитный сигнал, который отражается от металлических объектов и снова принимается прибором. Величину, на которую изменился отраженный сигнал, можно измерить очень точно, а, значит, точно определить и скорость машины.
На каких частотах работают радары дорожной инспекции, есть ли среди них такие, на которые не реагируют имеющиеся в продаже радар-детекторы? И что вообще означают буквы, которыми зашифрованы диапазоны?
Диапазоны частот, в которых разрешена работа дорожных радаров, определены международными соглашениями. В России решение о выделении тех или иных частот для любых целей принимает Государственный комитет по радиочастотам (ГКРЧ). В большинстве стран для дорожных радаров используются три основных диапазона сверхвысокочастотного радиоизлучения (СВЧ). Буквой X обозначен диапазон 10,525 ГГц+10 МГц, К — 24,1 ГГц+100 МГц, и, наконец, Ка — 33,4-36,0 ГГц. Кроме того, и в полицеских радарах, и в радар-детекторах используется лазерное излучение (La-диапазон).
Понятно, что один тип полицеских радаров работает на одних частотах, другой — на других. Но любой из них «видит» машину-нарушителя. Если радар-детектор будет улавливать только один диапазон и не замечать другие частоты, толку от него будет немного. Поэтому современные радар-детекторы, такие, например, как приборы модельного ряда Mongoose, принимают весь спектр частот, в котором работают дорожные радары, — не только стандартные Х, К, Ка, но и Ku, Ka P, Ka W – диапазоны. Регистрируют они и лазерные радары.
На каком расстоянии радар ГИБДД способен зафиксировать превышение скорости?
У большинства приборов российского производства паспортная дальность обнаружения — 300 метров, у некоторых импортных — до 500 метров. Рекордсмены — отечественный радар «Искра-1» производства НПП «Симикон» (до 800 метров) и американские Speedgun и Python (до 1000 метров). На практике же дальность обнаружения зависит от многих факторов: рельефа дороги, погодных условий, точности наведения радара инспектором ДПС. Дождь, снег, туман заметно снижают дальность обнаружения.
Могут ли сотрудники ДПС измерять скорость с движущегося патрульного автомобиля?
Да, некоторые типы радаров, например, «Искра-1» и Python, позволяют измерять скорость на ходу.
Для чего в радарах применяется таймер?
Как только радар зафиксировал превышение скорости, включается таймер. Время его работы ограничено десятью минутами. Так что показания таймера позволяют предъявить нарушителю доказательства, что на радаре именно его скорость, а не замер вчерашней давности.
Говорят, за рубежом есть какие-то ложные радары? Что это такое?
В ряде стран, например, в Германии, для повышения безопасности движения дорожная полиция действительно устанавливает на наиболее опасных участках так называемые ложные радары — устройства, имитирующие сигнал настоящего радара. Радар-детектор «видит» его, и водитель, естественно, снижает скорость. Понятно, что в итоге и аварийность на этих участках снижается.
Что такое импульсный режим работы радара? Правда ли, что против него радар-детектор бессилен?
Многие дорожные радары могут работать как в автоматическом, так и в импульсном режиме. При импульсном прибору необходимо около секунды, чтобы зафиксировать скорость. За это время радар делает несколько замеров и выдает значение скорости на дисплей только в том случае, если параметры всех замеров не сильно отличаются. При большом разбросе длительность сигнала увеличивается вдвое до получения стабильного результата. Если же и в этом случае результаты измерений в серии отличаются, всё начинается сначала. При достаточном запасе чувствительности и высоком быстродействии радар-детектора вероятность обнаружить «выстрел», сделанный радаром ГИБДД, достаточно высока.
В некоторых импортных моделях радар-детекторов есть функция Safety Alert, для чего собственно она нужна?
Чтобы предупредить водителей об опасных дорожных ситуациях — о тумане или снегопаде, о ДТП или ремонтных работах. Для этого дорожные службы используют радиомаяки, излучающие специальный сигнал, который может распознавать радар-детектор, оснащенный системой Safety Alert. В России у дорожников аппаратуры радиооповещения нет, так что у нас режим Safety Alert абсолютно бесполезен.
Почему некоторые импортные радар-детекторы, например, Cobra, Whistler и другие, не могут корректно реагировать на сигнал радара серии «Искра»?
Есть поговорка: лучшее — враг хорошего. У приборов Cobra и Whistler отличная схема помехозащищенности, основанная на принципе фильтрации коротких импульсов. Эти радар-детекторы «видят» сигнал «Искры», но... считают помехой и не выдают о нём информацию. Сигналы радара «Искра-1» успешно регистрирует все семейство радар-детекторов Mongoose (модели UB-180MX, UB-180/5, UB-180M, UB-360/4, UB-360/5) и приборы отечественного производства компании «Симикон».
Антирадары и радар-детекторы — это просто разные названия одних тех же приборов, или между ними есть отличия?
Есть, причем, очень существенные. Радар-детектор — всего лишь радиоприемник, настроенный на частоты полицейских радаров. Антирадар — передатчик, который тем или иным способом мешает определить скорость транспортного средства. Самые простые модели антирадаров выдают активную помеху, более сложные обеспечивают индикацию на радаре сотрудника полиции заранее заданной скорости. Спецслужбы применяют и еще более сложную технику, которая создает помехи не только на радиочастотах — она препятствует и работе лазерного радара, и оптическому наблюдению за автомобилем. Практически во всех странах мира антирадары полностью запрещены для использования частными лицами. Однако автолюбители, не вдаваясь в терминологические тонкости, обычно называют радар-детекторы антирадарами.
На трассе радар-детекторы работают неплохо, но в городе есть масса помех, которые вызывают ложные срабатывания. Как с ними бороться?
От промышленных помех, от излучения радиотелефонов производителям радар-детекторов удается в той или иной степени защититься, а вот избежать ложных срабатываний, вызванных микроволновыми датчиками различных охранных систем, открывания дверей в магазинах и т.п., избавиться практически невозможно. Однако по характеру срабатывания радар-детектора, а также при повторении срабатывания в определенных местах можно научиться с высокой степенью вероятности отличать ложное срабатывание от настоящего. В современных радар-детекторах предусмотрен режим, который повышает помехозащищенность при некотором снижении чувствительности. Этот режим рекомендуется использовать в городе.
Если радар-детектор молчит, можно ли использовать это как аргумент в споре с инспектором ГИБДД, который якобы зафиксировал превышение скорости?
Случается, что водители, ссылаясь на молчавший радар-детектор, утверждают, что инспектор не производил измерение скорости. Но даже самый лучший радар-детектор не гарантирует стопроцентного обнаружения, да и с юридической точки зрения такой аргумент не может служить доказательством. Лучше попросить инспектора предъявить показания таймера его радара.
Как правильно установить радар-детектор?
Большинство радар-детекторов имеют моноблочную конструкцию. Их следует устанавливать перед ветровым стеклом автомобиля так, чтобы передняя часть прибора была обращена точно вперед по оси движения автомобиля. Нельзя допускать, чтобы перед радар-детектором были какие либо предметы, загораживающие обзор (щетка дворника, металлизированная солнцезащитная пленка). Например, радар-детекторы Mongoose можно закреплять двумя различными способами — либо при помощи специального кронштейна устанавливать на ветровое стекло машины, либо монтировать непосредственно на панель приборов на двусторонней «липучке».
| | |