| |
Греть или не греть?
Есть два распространенных способа прогреть салон автомобиля прежде, чем сесть за руль — система автозапуска и предпусковой подогреватель.
У кажого из них есть свои достоинства и свои недостатки.
Появившаяся достаточно давно система предпускового подогрева стала широко применяться в легковых машинах лишь после того, как начался массовый выпуск автомобилей с турбодизельными двигателями. Дизель очень экономичен, удобен, но зимой при медленном движении в пробках в салоне машины холодновато — на малых оборотах помпа не обеспечивает нужной циркуляции тосола в системе охлаждения. С 1995 года в стандартную комплектацию некоторых моделей «мерседесов», «опелей» и «фольксвагенов» стал входить предпусковой обогреватель мощностью 3 кВт.
Внутри прибора есть камера сгорания — автономный источник тепла. Нагретый им воздух поступает на радиатор печки, и в салоне становится теплее. В устройстве есть топливный насос, который подает топливо в камеру сгорания, и водяной, обеспечивающий циркуляцию тосола по системе охлаждения автомобиля. Работой прибора управляет электроника. Включать прибор можно при помощи либо таймера либо пульта дистанционного управления.
Как правило, каждый производитель предпусковых подогревателей выпускает приборы разной мощности — для малолитражек (4 кВт), для легковых автомобилей с объемом двигателя более 2,2 литра (5 кВт), для грузовиков (9 кВт) и автобусов (24 кВт).
Предпусковой подогреватель устанавливают в подкапотном пространстве автомобиля Есть три принципиальные схемы подключения в зависимости от того, какой двигатель стоит на автомобиле — инжекторный или карбюраторный. В комплект к устройству входит набор патрубков, которые предоставляют мастеру широкое поле для маневров. Есть схемы для различных моделей, которых придерживаются все установщики. Простейшая выглядит так: перерезается шланг от двигателя к радиатору автомобиля и вставляется отопитель. Второй способ — подсоединить отопитель параллельно. Для этого необходимо включить в цепь обратный клапан, который будет прерывать работу отопителя, когда включается помпа двигателя. При третьем способе, в отличие от предыдущих, упор делается на то, чтобы первым был прогрет салон, а не двигатель. Для этого используется малый контур, который обеспечивает быстрый прогрев. Когда температура поднимается, открывается термостат, и жидкость поступает в большой контур.
Отопитель должен быть установлен ниже уровня охлаждающей жидкости радиатора автомобиля, в противном случае воздушную пробку выгнать практически невозможно. После установки «Гидроника» необходимо из всей системы отопления удалить воздух, а хомуты затянуть (желательно спустя неделю подтянуть их).
Дистанционный запуск может быть либо функцией полноценной охранной системы, либо отдельным модулем — им обычно укомплектовывают уже установленную сигнализацию. Управлять запуском можно либо штатным брелоком, либо пультом охранной системы, если у нее есть дополнительный радиоканал. Сигнализации, оснащенные автозапуском, наделены как стандартным набором функций — они могут управлять замками дверей, габаритными огнями, контролировать состояние концевых выключателей, включать сирену, если в машину попал посторонний, блокировать штатные электроцепи, так и специализированными опциями, такими как — контроль состояния рукоятки КПП и охрана автомобиля с заведенным двигателем. Радиус действия радиобрелока в сигнализациях с функцией автозапуска в два-три раза больше, чем в обычных охранных системах.
Алгоритм работы автозапуска выглядит так — по кодированной команде с брелока вы активизируете систему, она автоматически проверяет свою готовность и включает стартер. Если двигатель завелся, стартер отключается. Если нет, то спустя некоторое время система делает еще одну попытку, однако время вращения стартера увеличивается. Если и вторая попытка не удалась, система пробует еще раз, вновь увеличив время работы стартера. Если мотор не заработал, система автоматически отключается. Впрочем, если двигатель исправен, он обычно запускается, поскольку максимальное время вращения стартера —15 секунд.
Тахометрический модуль контролирует оптимальный режим оборотов двигателя. Если у машины нет тахометра, можно установить на генератор дополнительное устройство, определяющее скорость вращения коленвала по сигналу, формирующемуся из индуктивных наводок генератора. Время прогрева можно запрограммировать.
У автозапуска есть ряд сервисных функций. Например, система может автоматически включить обогрев салона, кондиционер или обогреватель заднего стекла. Автозапуск проще всего устанавливать на машины со впрыском топлива, но его можно поставить и на карбюраторный автомобиль, который оборудован «автоматом холодного пуска».
Теперь о достоинствах и недостатках этих систем. Предпусковой подогреватель стоит около тысячи долларов, он явно не по карману большинству автовладельцев. К тому же установить его на инжекторный автомобиль сложно — в бензобаке надо просверлить отверстие и вмонтировать туда дополнительный топливозаборник специально для предпускового подогревателя. Подключяться напрямую к шлангу, через который подается бензин для инжектора, опасно — в этом топливопроводе высокое давление. Если установщик схалтурил и плохо загерметизировал соединение бака и топливозаборника, в лучшем случае в салоне может попахивать бензином, в худшем топливо будет вытекать на землю и может вспыхнуть от брошенного прохожим окурка. Нередко возникают сложности с монтажом прибора в японских автомобиля, где нет свободного места в подкапотном пространстве.
Не столь уж важна автономность системы, которая позволяет увеличить ресурс двигателя, поскольку прогревается он в незаведенном состоянии. В России есть весьма широкий выбор синтетических масел, которые не меняют свои характеристики при низких температурах, и двигатель не портится во время запуска. Но даже если считать это достоинством предпускового подогревателя, маловероятно, что владельца новенькой BMW особо волнует, выдержит мотор его авто 350 или 400 тысяч километров пробега.
А вот то, что владелец машины садится в теплый салон — неоспоримое достоинство подобных систем. А если, не дай Бог, на безлюдной дороге в лютый мороз заглох двигатель и запустить его не удается, водитель не окоченеет от холода, он будет сидеть в теплом салоне.
Единственный недостаток систем автозапуска — довольно сложный алгоритм установки на машины с механическими КПП.
А вот достоинств очень много. Во-первых, вы получаете не просто систему, которая по команде прогревает мотор и салон, а многофункциональное устройство. Его можно запрограммировать так, что двигатель автоматически заведется, если температура опустится ниже минус 25О С. Система автозапуска может поддерживать заряд аккумуляторной батареи. Предположим, вы уехали в командировку, а машину оставили на парковке вокзала или аэропорта. Если аккумулятор разряжается ниже определенного уровня, двигатель заведется и зарядит батарею. Эта функция крайне необходима дорогим иномаркам, у которых севший аккумулятор может вывести из строя электронные устройства. Кроме того, автостартер оборудован защитой от воров. Если во время прогрева кто-то попытается влезть в салон, двигатель заглохнет и сработают все блокировки электроцепей.
| | |