| | С какой скоростью разбегаются галактики во Вселенной?
Зная ответ на этот вопрос, вы избежите неприятных объяснений с инспектором ГИБДД.
В августовском номере под заголовком «Как я в трёх соснах заблудился» мы напечатали письмо читателя, рассказавшего, как он выбирал один из трёх радар-детекторов Mongoose UB-360/4, Mongoose UB-180 и Mongoose UB-180M. Краткий комментарий специалиста к этому письму удовлетворил далеко не всех — судя по новым откликам, у читателей остались вопросы. С просьбой ответить на них редакция передала отклики инженеру Сергею Найденову — сегодня мы публикуем его разъяснения.
Как действуют радары, которые используют инспекторы ГИБДД? Подобных вопросов мало, видимо, любознательность автовладельцев столь далеко не простирается, но поскольку народная мудрость советует танцевать от печки, с ответа на них мы и начнем. Тогда, кстати, станет понятным и многое другое. Принцип действия любых радаров (и автомобильных, и тех, к примеру, которые стоят на вооружении войск ПВО, охраняющих небо над нашей страной) основан на эффекте, который австрийский ученый Кристиан Доплер обнаружил еще в 1842 году. Этот эффект характерен для любого волнового излучения, будь то свет или звук, а суть его в том, что длина волны (или, если угодно, частота излучения — эти параметры взаимосвязаны) меняется, если излучение испускает движущийся объект или если движется приемник излучения. Понять это нетрудно даже тому, кто не очень обременял себя в школе изучением физики. Представьте, что вы плывете на лодке навстречу бегущим волнам — они будут биться о форштевень чаще. Разверните лодку по ходу волн и приналягте на весла — удары о корму будут намного реже.
Итак, при приближении приемника к источнику излучения длина волны уменьшается, а частота, соответственно, возрастает. При удалении все происходит наоборот. Величину изменения длины или частоты волны можно измерить весьма точно, а, значит, точно вычислить и скорость, и направление объекта. Кстати, Кристиан Доплер был не только физиком, но и астрономом, и именно в этой области открытый им эффект принес фундаментальное открытие. Заметив, что спектры звезд и галактик смещены в сторону длинноволновой красной части, ученые сделали резонный вывод — они удаляются. Так была выдвинута гипотеза разбегающейся Вселенной.
В технике же эффект Доплера был положен в основу работы многочисленных радаров самого разного назначения. Термин этот — аббревиатура, полученная из начальных букв английских слов RAdio Detecting And Ranging — радиообнаружение и определение местоположения. Эти приборы и позволяют дорожной полиции выявлять нарушителей скоростного режима. Вот мы и перешли к вопросу, который интересует наших читателей куда как больше, чем физические принципы — какие радары использует наша ГИБДД, велики ли их возможности?
Выпускаемый на Украине «Барьер-2М», отечественные «Искра», «Патруль», «Сокол», ЛИСД-2 и ПКС-4, американские Speedgun и Python — разновидностей радаров у наших инспекторов много. Разбираться в их технических характеристиках нет смысла — человеку, который размышляет, купить или не покупать радар-детектор, надо знать всего два существенных момента. Первое: диапазон измерямых скоростей всех отечественных радаров колеблется в пределах от 20-30 до 200-220 км/час (у американских — до 300 км/час). Вывод ясен — возможностей у любого радара ГИБДД достаточно, чтобы определить — вы нарушили скоростной режим. Второе: дальность измерений только у американцев достигает 1000 метров, наши же приборы «увидят» нарушителя на расстоянии около 400 метров. А радар-детекторы Mongoose UB-360/4, Mongoose UB-180 и Mongoose UB-180M сигнализируют о том, что вы на прицеле у инспектора, когда до его работающего прибора будет километра четыре. Вывод опять же ясен — у вас будет время, чтобы сбросить скорость. Правда, дальность действия до 4-х километров радар-детекторы способны продемонстрировать лишь на трассе, в городе это расстояние сокращается примерно до 500-600 метров. Но в городе, во-первых, не особо разгонишься, во-вторых, большинство радаров ГИБДД фиксируют лишь скорость. Приборов, которые одновременно запечатлевают изображение машины-нарушителя и даже ее номер, у нас крайне мало. И доказать, что выведенная на дисплей скорость — именно ваша, строго говоря, инспектор практически не может. Доказательная база, как говорят юристы, чрезвычайно слаба, и если вы решите оспорить его действия в суде, наверняка выиграете. Конечно, редко кто обращается в суд, лихачи предпочитают заплатить штраф и мчаться дальше.
Многих читателей интересует, что скрывается под буквами, обозначающими диапазоны, и зачем вообще у радар-детектора столько диапазонов. И полицеские радары, и радар-детекторы работают в трех основных диапазонах сверхвысокочастотного радиоизлучения (СВЧ). Буквой X обозначен диапазон 10,525 ГГц+10 МГц, К — это 24,1 ГГц+100 МГц и, наконец, Ка — 33,4-36,0 ГГц. Один радар ГИБДД работает на одних частотах, другой на других. И любой из них «видит» машину-нарушителя. Но радар-детектор — не радиолокатор, а всего лишь приемник направленного на вас излучения. И если он одни частоты будет улавливать, а другие пропускать мимо ушей, вы частенько будете попадаться. Поэтому современный радар-детектор, такой, как, к примеру, Mongoose UB-180 принимает весь спектр частот, в котором работают полицейские радары, — не только стандартные Х, К, Ка, но и Ku, Ka P, Ka W – диапазоны, регистрирует и лазерные радары. Кстати, я уже отмечал: хотя приборы Mongoose UB работают в шести диапазонах, на дисплей для простоты выведены лишь три интегрированных — лишняя детализация только запутает пользователя.
Тут мы и перешли к очередному вопросу — а зачем вообще нужен лазерный локатор (он, кстати, называется не радаром, а лидаром). Ответ тоже прост — чем короче длина волны, тем выше точность и меньше погрешность измерений. Астрономы давно знали, что расстояние от Земли до Луны — примерно 384 тысячи километров. Погрешность измерений измерялась сотнями километров. С помощью лазерной локации советские ученые — первыми в мире, кстати — измерили расстояние до нашего естественного спутника с точностью до метра. Погрешность — миллионные доли процента. Такая точность нужна только для управления космическими кораблями и межпланетными станциями, а не для ловли лихачей. Но если есть полицейские лидары, значит, лазерный диапазон должен быть и в хорошем радар-детекторе. Именно поэтому есть он у всех трех модификаций приборов Mongoose UB.
Один из читателей заинтересовался фильтром ложных тревог. Выше я уже говорил, что в городе дальность действия радар-детектора намного меньше. Одна из причин в том, что любой крупный город словно плывет в океане электромагнитных волн, преодолевая бури и штормы. Здесь масса источников излучения, которые работают в тех же или близких диапазонах частот, что и радар-детектор. Отсечь помехи, снизить количество ложных срабатываний и призван специальный фильтр. Естественно, все помехи он подавить не может, однако разработчики радар-детекторов Mongoose нашли удачное решение: дальность 600 метров в городских условиях — очень хорошая характеристика для подобных приборов.
От редакции.
Внимательный читатель наверняка заметил, что специалист упорно употребляет термин «радар-детектор», хотя в обиходе его обычно называют антирадаром. Это отнюдь не одно и то же. Антирадары существуют параллельно с радар-детекторами, но задача у них иная — они создают помехи для работы полицейских радаров. Так что термин вы вольны употреблять любой, но не лишне знать, что антирадары в России запрещены.
И последнее. Все приборы серии Mongoose UB отличаются низким уровнем ложных срабатываний и своевременным оповещением. И все-таки примите наш совет — не стоит слишком увлекаться проверкой скоростных возможностей своего автомобиля. Радар-детектор убережет вас от штрафа или неприятных объяснений с инспектором ГИБДД, но не спасет от рытвин на плохих дорогах, непредсказуемого поведения пьяного или неопытного водителя, да и просто роковых случайностей.
| | |