Самая полная информация по этой теме на: www.tzr.ru
НОВОСТИ
АВТОМОБИЛИ
АКСЕССУАРЫ
СИГНАЛИЗАЦИИ
БЛОКИРАТОРЫ
МУЗЫКА
АВТОСЕРВИС
НАШИ ТЕСТЫ
СПОРТ
ТЮНИНГ
О ЖУРНАЛЕ
ЮМОР
НАША ТОЧКА ЗРЕНИЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ
АРХИВ НОМЕРОВ
Электроника для дома
Обои на рабочий стол
Рекорд с привкусом соли
"Истребитель-перехватчик" инженера Тихомирова штурмует озеро Баскунчак
Известно, что многие абсолютные мировые рекорды скорости были установлены на высохших соляных озерах — Бонневиль в США, Эйр в Австралии. Поверхность на них идеально ровная, лучшего полигона не найдешь. Построить специальную трассу, наверное, можно, но вряд ли кто-то захочет вкладывать в неё огромные деньги. А тут природа сама предоставляет гонщикам редкую возможность.
Менее известно, что и в нашей стране на озере Баскунчак 40 лет назад был установлен отечественный рекорд скорости, не перекрытый и поныне. Подробно с этой историей можно познакомиться на сайте www.gazeta.ru, мы же предлагаем её вниманию читателей в сокращенном виде.
Пятидесятые годы прошлого века отмечены в автомобильном мире повышенным интересом к газовым турбинам. Первой построила и испытала экспериментальный автомобиль с таким силовым агрегатом английская фирма "Ровер", вслед за ней — "Дженерал Моторс", "Фиат", "Рено". Советские автоконструкторы исследовали работу газовых турбин на автобусе ЗИС-127 и грузовике КрАЗ. А московский инженер и гонщик Илья Тихомиров мечтал построить рекордный гоночный газотурбинный автомобиль. Случай представился неожиданно...
В 1951 году харьковский мотогонщик, неоднократный чемпион страны Эдуард Лорент построил очень низкую гоночную машину, высшая точка которой была на уровне колен. На ней он установил несколько всесоюзных рекордов скорости. Но судьба распорядилась так, что машину Лорента из харьковского клуба передали в московский. Здесь она стояла без дела в гараже, покрываясь пылью. Илья Тихомиров решил дать вторую жизнь бесхозной машине. Трудился Илья Александрович в одном из подмосковных "почтовых ящиков". Там-то он по ходатайству московского клуба и получил две очень компактных газовых турбины мощностью 50 л.с. при 50 тысячах об/мин каждая. Тихомиров решил установить турбины на машину Лорента справа и слева от сиденья гонщика. А вместо мотора разместить редуктор, который соединял бы обе турбины и передавал их мощность на общий вал к задним ведущим колесам. Машина Лорента была рассчитана на то, чтобы редуктор главной передачи получал вращение от двигателя, дающего 7000 об/мин, поэтому редуктор должен был примерно в 7 раз уменьшить скорость вращения, которую давали газовые турбины. Колоссальных размеров механизм был сделан с ювелирной точностью — 13 филигранно выполненных шестерен вращались легко и беззвучно, как часовой механизм. Газовые турбины нуждались в большом количестве воздуха, поэтому справа и слева от машины Тихомиров сделал два больших воздухозаборника угловатой формы, как на истребителе-перехватчике.
В 1962 году на соляном озере Баскунчак Тихомиров установил на этой машине всесоюзный рекорд скорости, пройдя 1 километр со стартом с хода с результатом 306 км/ч. В августе Баскунчак быстро высыхает и на месте рапы — насыщенного раствора соли — образуется идеально ровная корка с минимальным сопротивлением качению шин. На следующий год Тихомиров решил перекрыть международный рекорд скорости для газотурбинных автомобилей, который установил француз Жан Эбар на машине "Рено" с громким именем "Падающая звезда". За зиму Тихомиров с помощью специалистов КБ, которое разрабатывало газовые турбины (они служили "пускачами" для реактивных двигателей бомбардировщиков), смог повысить суммарную мощность двигателей со 100 до 135 л.с. И в августе 1963 года вернулся на Баскунчак...
Разгон до черной полосы из мазута, которая отмечала начало отмеренного километра, занимал около двух километров. К полосе машина подходила со скоростью более 300 км/час. И вот вторая, финишная полоса. Тихомиров уносится дальше километра за два от нее, тормозит, разворачивается и начинает новый разгон. Время, за которое он проходит дистанцию туда и обратно, складывается, делится пополам, и по этим секундам вычисляется средняя скорость — так требуют правила. Показал на "Пионере-2" среднюю скорость 311,419 км/ч, превзойдя результат Эбара. Это, конечно, далеко от результата, который спустя год показала знаменитая "Синяя птица" на австралийском озере Эйр — 690,909 км/ч. Тем не менее в нашей стране абсолютный рекорд скорости, достигнутый Тихомировым, не перекрыт и поныне, хотя с того дня минуло сорок лет.
Впрочем, и интерес к подобным гонкам увял, да и Баскунчак давно уже не годится для скоростных заездов — сейчас из-за добычи соли вся поверхность озера изрыта.
SpyLOG
Турбонаддув. "Девятка" 5 секунд до сотни!
Hosted by uCoz