Самая полная информация по этой теме на: www.tzr.ru
НОВОСТИ
АВТОМОБИЛИ
АКСЕССУАРЫ
СИГНАЛИЗАЦИИ
БЛОКИРАТОРЫ
МУЗЫКА
АВТОСЕРВИС
НАШИ ТЕСТЫ
СПОРТ
ТЮНИНГ
О ЖУРНАЛЕ
ЮМОР
НАША ТОЧКА ЗРЕНИЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ
АРХИВ НОМЕРОВ
Электроника для дома
Обои на рабочий стол
Революция,затянувшаяся на полвека

Н.Отто, Р.Дизель и Ф.Ванкель. Три блестящих инженера и изобретателя, создатели разных типов двигателей внутреннего сгорания. Все трое — немцы. Об этом стоит напомнить, чтобы миллионы сидящих за рулем людей помнили, какой нации и какой стране они обязаны. О Николаусе Отто автомобилисты почти забыли, хотя именно он был первопроходцем — свой четырехтактный мотор, который стал прообразом миллионов бензиновых движков, Отто создал еще в 1876 году. Кстати, первый образец работал на газе, к которому автомобилестроение возвращается, хотя и не очень охотно. Ничего, запасы нефти не беспредельны, еще посмотрим, чья возьмет.

Больше всех повезло Дизелю — его фамилия стала нарицательной, ею называют появившийся в 1887 году мотор. Фамилия Ф.Ванкеля ещё на слуху, хотя его роторно-поршневой двигатель у нас все чаще величают не по имени, а просто аббревиатурой — РПД. Создан он был в 1957 году. Очень интересно сопоставить эти три даты. Дизель разработал свою схему через 11 лет после Отто. А потом в конструкцию двигателей внутреннего сгорания 70 лет никто ничего принципиально нового внести не мог.

Это сделал Ф.Ванкель. Его роторный мотор стал сенсацией, страницы популярных журналов пестрели фразами вроде «Двигатель Ванкеля — революция в автомобилестроении». Однако и сейчас, спустя почти полвека, РПД остается, в сущности, экзотикой, такого массового применения, как схемы Отто и Дизеля, он не удостоился. Революция затянулась...

Почему на РПД возлагали такие надежды? Чтобы ответить на этот вопрос, надо хотя бы в общих чертах рассказать о конктруктивной схеме двигателя Ванкеля. У него нет цилиндров, точнее, есть всего один. Но не круглый в сечении, а слегка вытянутый, эллипсообразный. Поршень тоже один — трехгранный ротор. Когда он вращается в цилиндре, его грани отсекают переменные объемы — это «бегущая» по кругу камера сгорания, почти такая же, как и в обычном моторе, и процессы в ней происходят знакомые — всасывание, сжатие, воспламенение, выпуск.

В этом моторе нет никакого возвратно-поступательного движения поршней, шатунов, клапанов и т.д. — только вращательное движение ротора. Неизмеримо меньше различных трущихся поверхностей. Вывод очевиден — не надо преодолевать инерцию внутренних деталей и силы трения. Значит, больше энергии превратится в полезную работу. Простота схемы (крутящийся в двух опорных подшипниках ротор) позволяет сделать конструкцию компактной — при одинаковой мощности двигатели Ванкеля по габаритам в 2-3 раза меньше, чем поршневые моторы.

Но оптимизм быстро увял, когда промышленность убедилась — мотор Ванкеля не технологичен в производстве и ненадежен в эксплуатации. Главные недостатки роторного двигателя — низкая долговечность подшипников, газовых и маслосъемных уплотнений, трудности при оптимизации газообмена. Поиски новых конструкционных материалов и технологических процессов растянулись на десятилетия.

Многие проблемы уже решены, автомобили с РПД выпускаются, но пока еще малыми сериями, и не похоже, что в обозримое время они вытеснят обычные поршневые моторы. Хотя, конечно, каждый конструктор, разрабатывая компоновочную схему нового авто, мечтает о малогабаритном и одновременно мощном движке.

Малыми партиями (около сотни автомобилей в год) выпускаются машины с двигателем Ванкеля и в России. С 1974 года на ВАЗе работает специальное конструкторское бюро роторно-поршневых двигателей. Здесь создано семейство РПД мощностью от 40 до 200 л.с. Роторными моторами оснащают ВАЗ-2105, ВАЗ-2107, «восьмерки» и «девятки», проходит испытания переднеприводной автомобиль ВАЗ-2110 с РПД.

От человека, которому довелось прокатиться на машине с мотором Ванкеля, вы услышите только восторженные отзывы. Приёмистость просто фантастическая, причем, на прямой передаче машина разгоняется почти так же легко, как и на второй. Роторный мотор шумит меньше, чем поршневой. Наших автолюбителей, безусловно, приведет в восторг и то, что РПД может без потери мощности работать на низкооктановом бензине, например, АИ-76.

Но если вы спросите у рассыпающегося в комплиментах счастливчика, купит ли он себе машину с РПД, он пожмет плечами и скорее всего ответит: «Вряд ли». И будет прав. Случается, что роторный движок заклинивает. Некоторые по идее весьма экономичные двигатели расходуют до 12 литров бензина на 100 километров, и снизить этот показатель почему-то не удается. А главное — пункты техобслуживания необычных двигателей есть только в Тольятти и Москве. В столице единственный сервис-центр «АвтоВАЗ-ГУВД» расположен на территории 1-го батальона ГИБДД. Впрочем, обращаться туда рядовому автовладельцу и не придется — пока роторными моторами оснащаются в основном автомобили специального назначения, а частным лицам машины с РПД не продаются.

От редакции. В СКБ РПД продолжается работа по дальнейшему совершенствованию роторно-поршневых двигателей. Уже зафиксирован рекордный пробег автомобиля с мотором Ванкеля без ремонта — более 300 тысяч километров. Четверть века нашему автопрому понадобилось, чтобы сделать РПД для спецмашин. Посмотрим, сколько лет потребуется, чтобы довести до ума двигатель Ванкеля для машин обычных.

Сравнительные характеристики ВАЗ 2115 (серийный) и ВАЗ 2115 с РПД:
Модель ВАЗ 2115 ВАЗ 211591
Двигатель 2111 415 РПД
Рабочий объем, куб.см 1499 1308
Максимальная мощность, л.с. 76,6 135
Максимальный    
крутящий момент, Нм (при об/мин) 15,7(3000) 17,6(4500)
Число передач в КП 5 5
Передаточное число в глав. передаче 3,7 3,9
 
Динамические показатели:    
Разгон 0-100 км/ч, сек 13 9
Максимальная скорость, км/ч 155 190
 
Экономические показатели:    
Расход топлива, л/100 км    
при 90 км/ч 7,6 7,5
при 120 км/ч 6,3 10
в городском цикле 10 12,5


Технические характеристики автомобиля
ВАЗ 2110 «РПД-спорт»
Масса снаряженного  
автомобиля, кг 960
Максимальная скорость, км/ч 240
Время разгона до 100 км/ч, с 6
   
Двигатель:  
Рабочий объем, см3 1308
Мощность, л.с./об.мин 190/8500
Крутящий момент, кг.м/об.мин 20/4500





SpyLOG
Турбонаддув. "Девятка" 5 секунд до сотни!
Hosted by uCoz