Самая полная информация по этой теме на: www.tzr.ru
НОВОСТИ
АВТОМОБИЛИ
АКСЕССУАРЫ
СИГНАЛИЗАЦИИ
БЛОКИРАТОРЫ
МУЗЫКА
АВТОСЕРВИС
НАШИ ТЕСТЫ
СПОРТ
ТЮНИНГ
О ЖУРНАЛЕ
ЮМОР
НАША ТОЧКА ЗРЕНИЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ
АРХИВ НОМЕРОВ
Электроника для дома
Обои на рабочий стол
Трасса для «Формулы» и формула для трасс

Нынешней весной московские власти решили осчастливить автолюбителей. Наши долгие ожидания не пропали втуне — наконец-то в столице начнут строить первоклассную магистраль. Правда, ездить по ней будут раза два в году. И не все, кому в голову взбредет, а братья Шумахеры и другие пилоты «Формулы-1». Нам отведена роль зрителей. Впрочем, тоже не всем. Тем, у кого найдется от 500 до 5000 долларов, чтобы заплатить за место на трибунах.

Читатель уже догадался — речь идет о проекте строительства автодрома в Нагатинской пойме. Не хочу задеть чувства почитателей замечательных гонок (я и сам отношусь к их числу), но смею заметить — трасса эта неуместна и оскорбительна в городе, где нет ни одной улицы без выбоин в асфальте. Затея эта окупится в лучшем случае за 5-6 лет, а в худшем за 9-10. «Формула-1» — локомотив технического прогресса в мировом автопроме, на болидах проверяются решения, которые потом используются в серийных машинах. Нагатинская трасса для московских дорожников таким локомотивом не будет, она останется, как говаривал Пушкин, яркой заплатой на ветхом рубище. Сколько ж можно прикрывать дыры, пора уж просто одеваться — пусть не роскошно, хотя бы прилично. Об этом давайте и поговорим.

Я памятник себе воздвиг...
Что-то там не заладилось у Лужкова с владелецем серии «Формула-1» Экклстоуном. Торжественная церемония подписания договора между правительством Москвы и Международной федерацией автоспорта о создании в столице автодрома перенесена или вообще отложена. Но это уже не важно. Суть в другом.

Сама идея строительства трассы для «Формулы» для меня лично стала последним свидетельством того, что московский градоначальник утратил способность адекватно понимать нужды своих избирателей. Дурную услугу в этом ему на протяжении многих лет оказывали собственные СМИ, и прежде всего телекомпании «ТВ Центр» и «ТВ Столица». Когда мэр платит журналистам зарплату из бюджетных средств, не стоит ждать, что они будут его критиковать. А если будут, то на манер персонажа из известной сказки Шварца: «Ваше градоначальство, скажу вам со всей прямотой — вы вовсе не талантливый руководитель. Вы — гениальный. Москвичи вас обожают».

Мы и впрямь радовались, когда мэр начал реконструкцию МКАД. Потом стало твориться нечто несусветное. Лужков решил воссоздать Храм Христа Спасителя. Зачем? Детище архитектора Тона еще в XIX веке критиковали за безвкусицу и помпезность. Оригинал строили четыре десятилетия, москвичи издевались над долгостроем и не любили храм. Символом Москвы он не стал, им остался собор Василия Блаженного, построенный талантливыми зодчими Бармой и Постником. Но Лужков сляпал-таки новодел из железобетона — хотелось оставить свое имя в истории города. Дальше — больше. Изуродованные до неузнаваемости исторического облика Манежная плошадь и Александровский сад, безвкусные скульптуры лужковского друга Церетели, хаотически понатыканные тут и там «евробараки» с башенками. Все меньше забот о городской инфраструктуре, все больше «памятников» себе, любимому. Автодром — венец этой, с позволения сказать, градостроительной политики.

Если меня ставят перед выбором: либо каждое утро без проблем добираться до работы, а автогонки смотреть по телевизору, либо раз в году посидеть на трибунах, но ежедневно стоять в пробках, я предпочту телевизор. А вы, читатель?

Комиссия по раскупориванию доказала свою несостоятельность
Неадекватность Лужкова, его пренебрежение насущными проблемами города ради амбициозных проектов чиновный аппарат почувствовал раньше нас, избирателей. Бюрократы перестали заниматься делом и начали пускать радужные мыльные пузыри. Пример тому — собранный мэром ареопаг из чиновников столичного правительства, представителей ГИБДД и анонимных «экономистов», который должен был разработать пакет предложений по ликвидации пробок. Журналисты сразу же окрестили это сборище «комиссией по раскупориванию». Напомним — она была создана минувшим летом после организованной «Комсомолкой» и «Авторадио» шумной акции протеста водителей. Начальник Управления транспорта и связи правительства Москвы А. Беляев как опытный штабист наметил четыре направления главного удара на фронте борьбы с пробками.

Первое. Ограничить въезд в центр. «Комиссия по раскупориванию» определит, где, образно говоря, поставить шлагбаумы. Грузовики, видимо, надо останавливать у третьего кольца, а еще лучше — перед МКАД. Легковушки — не пускать в пределы Садового, а еще лучше — Бульварного кольца.

Прошел почти год — что сделано? Да ничего. Ибо это была заведомо вздорная идея, очередной мыльный пузырь. «Точка зрения» неоднократно писала — все инфраструктурные перевозки во всех мегаполисах мира осуществляются ночью, когда город спит. В Москве в разгар дня, в час «пик» ленивые разгильдяи делают дорожную разметку, латают выбоины в асфальте, заталкивают трайлеры в узкие улицы и часами разгружают товар. Перевести всю эту вакханалию в ночную смену не могут ни городские, ни муниципальные власти. Не могут? Да просто не хотят. Для этого нужны незаурядные организационные усилия, нужно запрещать и контролировать, не нарушаются ли запреты, нужно ссориться и конфликтовать. Словом, работать. Пускать пузыри легче.

Второе направление — перехватывающие парковки, расположенные на различном расстоянии от центра. Стоимость стоянки будет уменьшаться по мере удаления от Кремля. А. Беляев даже назвал примерную цену машиноместа на стоянке в районе третьего транспортного кольца — от 5 до 15 рублей.

Что сделано? Ничего. Помилуйте, кто ж оставит машину у третьего кольца, чтобы на перекладных ехать в центр и потом возвращаться. Эдак потеряешь полдня — больше, чем на стояние в пробках. И сколько ж таких парковок нужно? В центре столицы ежедневно собирается примерно 200 тысяч машин. Соответственной должна быть и вместимость парковок. Говорят, на Курской скоро откроется стоянка на 800 мест. Или уже? Я давно не был в тех краях. Если открылась, слава богу, начало положено. Осталось построить всего-то 199200 машиномест.

Третье направление — система «Старт». Увы, она часто не справляется с дорожной ситуацией — техника подводит. Беляев заметил — либо технику надо менять, либо поставщиков.

Резонно. Один вопрос — кто и почему выбрал негодную технику и сомнительных поставщиков? Кто ответил за бестолково истраченные бюджетные деньги? Мы вправе спросить — это наши с вами деньги, ведь московский бюджет формируется из наших налоговых отчислений. Но ответа мы не получим. Чиновники всех мастей по извечной российской традиции убеждены, что они — наше начальство, а не функционеры, нанятые нами, налогоплательщиками. Они не понимают и не хотят понимать, что это мы платим им зарплату. К сожалению, этого не понимает и подавляющее большинство москвичей. Иначе зарвашихся бюрократов быстро приструнили бы, как это и делается в цивилизованных странах.

Четвертое направление — повысить оперативность работы сотрудников ГИБДД. Пробки часто возникают из-за мелких аварий, сетовал Беляев. Инспекторы долго едут, долго «оформляют» ДТП, и столкнувшиеся автомобили мешают движению.

Что сделано? Ничего. Тоже вполне ожидаемый результат. Если бы главным недостатком ГИБДД была нерасторопность службы, мы бы смирились. Беда в том, что она слишком даже расторопна. Но не там, где должно. Вот типичная столичная ситуация — едущие бампер в бампер на желтый и красный свет машины наглухо закупоривают перекресток. Где-нибудь в сотне метров обязательно увидишь гаишника — вместо того, чтобы «расшивать» пробку, он собирает мзду с нарушителей. Пока аббревиатуру ГИБДД водители будут расшифровывать выражением «Гони Инспектору Бабки, Двигай Дальше», пока в службе не начнут беспощадно бороться с поборами, гаишники будут думать о своем кармане, а не о порядке на улицах.

Случайно забеременевшая гимназистка надеется, что всё само собой рассосётся. Но втюхивать отнюдь не наивным водилам убогую идейку, что пробки рассосутся, если ГИБДД будет порасторопнее? Помилуйте. То ли начальник столичного транспорта не понимает, что подобные мелочи не изменят ситуации, то ли понимает и просто нас за дураков держит, убаюкивая подобными перспективами. Либо он вопиюще некомпетентен, либо, мягко говоря, неискренен. В любом случае господин А. Беляев не соответствует своей должности.

Проблема московских пробок гораздо глубже и серьезнее. Её весьма образно и точно сформулировал председатель комиссии столичной Думы по нормативной базе городской инфраструктуры А.Широков:

«Пока мы за миллиарды рублей передвигаем пробки»
Не заметить этого невозможно, примеров тому — множество. Самый яркий — третье кольцо. Логику его сооружения постичь невозможно — строится оно какими-то странными фрагментами и ничуть не снимает напряжение в городе. Промчишь за пять минут отрезок и завязнешь либо в очередном узком «горле», либо на выезде с кольца. Закончив реконструкцию Сущевского вала, строители передвинули пробку к Беговой улице, а то, что творится у Ваганьковского кладбища, даже пробкой не назовешь — просто завал. На радиальных магистралях — то же самое. Эстакада в районе ВВЦ обошлась в миллиард рублей. Результат огромных бюджетных затрат никчемен — пробка просто передвинулась к Северянинскому мосту. Та же судьба постигнет план расширить Ленинградское шоссе. Ну, снимут трамвайные линии, расширят полотно, может, даже мост через канал Москва-Волга реконструируют. А дальше? Поток машин встанет уже в Химках и будет еле-еле ползти по узкой дороге аж до тридцатого километра. И никто не знает, собирается ли область расширять эту трассу.

Отсутствие координации в планах дорожного строительства Москвы и области создает тромбы на границах «сфер влияния» столичных и подмосковных бюрократов. Что толку от дорогостоящих работ на городском участке Ярославского шоссе, если выезд в область закупорен? Десять радиальных городских проспектов переходят в шоссе федерального значения. В их реконструкцию деньги должны поступать не только из бюджетов столицы и Московской области, но и из федерального бюджета. Лужков — руководитель одного из субъектов федерации, именно эту проблему он должен решать, а не патронировать создание гоночных трасс.

Кесарю — кесарево, слесарю — слесарево
Так переделал наш пролетариат придуманную еще римлянами поговорку. Суть её от этого не изменилась — каждый должен действовать в пределах своей компетенции. Лужков этому правилу частенько изменяет и попадает в неловкую ситуацию. То он громогласно заявляет, что снесет все «ракушки» и построит для нас подземные гаражи и многоэтажные паркинги. Рядом с моим скромным блочным домом построили «элитный», а под ним подземный гараж. Цена места — 23 тысячи долларов. Юрий Михайлович, скажите, какой дурак купит его для своей «шестерки», красная цена которой в базарный день — три с хвостиком? У этого элитного дома на тротуаре стоят десятки иномарок стоимостью от 20 до 60 тысяч баксов — даже их не бедные владельцы не покупают места в своем подвальном гараже. Три года понадобилось Лужкову, чтобы понять вздорность своей (или кем-то подсказанной?) идеи и отказаться от борьбы с «ракушками».

По той же схеме развивались кампании по отказу от посола улиц на зиму, по зачистке дворов от брошенных старых авто и т.п.. Сначала, сверкая радужными обещаниями, надувается мыльный пузырь. Потом он лопается. Но преданные мэру СМИ о конфузах помалкивают... Не царское дело заниматься утилизацией ржавых машин. Это компетенция чиновников, стоящих на иерархической лестнице несколькими ступеньками ниже мэра. Если они не справляются, их надо увольнять и нанимать других менеджеров. Дело градоначальника — решать стратегические задачи. Их более чем достаточно.

Застраивается Москва крайне хаотично. Вдруг в каком-то микрорайоне возводят несколько башен в 24 этажа, но пролегающие тут улицы остаются такими же узкими, какими были еще при царе, при Хрущеве, при Брежневе. Вдруг вырастают города-спутники Митино и Куркино, но Волоколамское шоссе остаётся таким же узким, как было полвека назад. За рубежом сначала прокладывают все коммуникации, в том числе, подземные, потом строят. У нас наооборот. Не напоминает ли это читателю известный анекдот о русском хирурге-виртуозе, удалявшем гланды через задний проход лишь потому, что «у нас в стране всё так делается»? А возьмите оптовые ярмарки. Они понатыканы повсюду, но почти нигде нет стоянок. И покупатели, и хозяева ларьков оптовки возле метро «Водный стадион» не паркуют свои машины разве что на осевой линии Кроншдатского бульвара. Однако на перекрестке прямо на пятачке отчуждения — паркуют. Результат неизбежен — тромбоз. Сколько в Москве ярмарок, столько и пробок возле них.

Пробке у метро «Войковская» уже года три от роду. Там начали строить что-то вроде торгового центра. Совершенно очевидно, что получить землеоотвод впритык к проезжей части крупной городской магистрали, отгородить часть шоссе забором и дезорганизовать движение на Ленинградке можно было только за очень крупную взятку. Вот уже больше года конструкции вяло разбирают. Затор остается. Судьба чиновника, устроившего нам пробку на несколько лет, неизвестна. Может, уже сидит, а скорее всего по-прежнему благоденствует. Подобные памятники коррупции у всех на глазах.

Создается впечатление, что строители рвут из рук выгодные для себя подряды, а чиновники разных уровней раздают их не без выгоды для себя. У многих на памяти скандалы, возникшие после того, как аудиторы Контрольно-счетной палаты Москвы вскрыли финансовые нарушения при строительстве третьего транспортного кольца и МКАД. Речь шла о нескольких миллиардах «неизвестно куда уплывших» рублей. Известно, куда — закатали под асфальт. Известно, но не всегда доказуемо. Тем более, почти всегда ненаказуемо.

У автолюбителей много претензий и к ГИБДД, и к дорожным службам. Подгонять гаишников, чтобы они быстрее «оформляли» ДТП — дело нехитрое. Возможно, нужное. Но это столичных проблем не решит. Даже если ГИБДД будет работать идеально, ситуация не изменится до тех пор, пока в Москве не будет ни генплана развития, ни внятной долгосрочной градостроительной концепции. Однако пока не чуствуется, чтобы кто-то всерьез изучал транспортные потоки и на основе серьезного анализа давал рекомендации по застройке микрорайонов, строительству магистралей и развязок, по организации движения. Именно концептуальные решения, позволяющие грамотно организовать инфраструктуру огромного мегаполиса, — дело мэра. И приоритетом в его работе должно быть не показушное строительство трассы для «Формулы», а разработка стратегических формул для строительства обычных городских трасс, по которым можно ездить, а не стоять.

Мы ведь не Шумахеры, у нас запросы скромные.

Генрих Бизяев.

От редакции. Публикуя эту статью, мы понимаем, что в полемическом запале автор многое утрирует. Бесспорно, что первопричина тяжелейшей ситуации на столичных улицах — спонтанное, бессистемное, никем толком не координируемое развитие городской инфраструктуры. Но столь же бесспорно, что эту ситуацию отягощают и низкая культура водителей, и разгильдяйство дорожников, и всеобщее пренебрежение элементарной дисциплиной. Поэтому «Точка зрения» будет рассматривать весь спектр этих проблем. Мы обещаем продолжить тему «раскупоривания» пробок в полосе «читатель-газета» и будем благодарны всем, кто примет участие в обсуждении. Дело-то ведь общее. Присылайте ваши наблюдения, замечания, советы, суждения по адресу: www.tzr.ru.

SpyLOG
Турбонаддув. "Девятка" 5 секунд до сотни!
Hosted by uCoz