Самая полная информация по этой теме на: www.tzr.ru
НОВОСТИ
АВТОМОБИЛИ
АКСЕССУАРЫ
СИГНАЛИЗАЦИИ
БЛОКИРАТОРЫ
МУЗЫКА
АВТОСЕРВИС
НАШИ ТЕСТЫ
СПОРТ
ТЮНИНГ
О ЖУРНАЛЕ
ЮМОР
НАША ТОЧКА ЗРЕНИЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ
АРХИВ НОМЕРОВ
Электроника для дома
Обои на рабочий стол
Допотопное радио в современном авто



Представьте себе, что в новехонький «БМВ» кто-то установил старый ламповый радиоприемник. Нонсенс, скажете вы, это ведь всё равно, что поставить современный джип на тележные колеса. Но сказав так, вы ошибетесь — это последний крик моды. В Европе многие экстравагантные владельцы дорогих и престижных машин оснащают их ламповыми радиоприемниками и магнитолами довоенного и послевоенного выпуска. Что поделаешь — кто-то диктует моду, кто-то слепо ей следует. И не удивительно, что за рубежом уже появились фирмы, специализирующиеся на ремонте и модернизации старых радиоприемников — их оснащают гнездами для CD-чейнджеров и кассетных дек, увеличивают выходную мощность, расширяют диапазоны и функциональные возможности.

Россию мода на аналоговые ламповые радиоприемники пока обошла стороной. Так что большинство читателей могут расценить это сообщение как занимательную информацию и дальше не читать. Продолжение адресовано любителям автомотостарины и тем, кто занимается изготовлением «хот-родов» из отечественных автомобилей. Логичнее ведь поставить на реанимированную «Победу» её родное радио, а не современную магнитолу. Тем более, что автомобильные радиоприемники, выпускавшиеся в СССР, по многим параметрам превосходили иностранные. Кроме того, у наших есть одно бесспорное преимущество — их и отыскать легче, и модернизировать проще. Всегда можно порыться в старых журналах, найти описание, схему, характеристики.

Первым отечественным радиофицированным автомобилем был довоенный «ЗИС-101» (1936-1941 г.г. выпуска). На нем стояли приемники АИ-656 Александровского радиозавода с пятиламповой схемой. Они ловили станции, работающие в двух диапазонах — на длинных (1935-712 м/150-420 кГц) и средних (536-200м/550-1500 кГц) волнах. Приемник монтировали под «торпедо» в левом углу, динамик ДИ-306 — тоже под «торпедо», но в центре салона на полу. Шкала настройки вместе с ручками включения, переключения диапазонов и регулятора громкости располагалась на панели приборов рядом со спидометром.

Антенна, в отличие от общепринятых сегодня штыревых, была выполнена из латунной сетки в виде «Б»-образной рамы. Ее монтировали между обивкой потолка и крышей, которая у всех «ЗИС-101» была «радиопрозрачной» (она делалась из специального материала, который мы сейчас назвали бы кожзаменителем). Предупредим сразу — найти такой приемник очень трудно — это не просто старое радио, а подлинный раритет, поскольку АИ-656 ставили, в основном, на правительственные машины.

После войны появился «ЗИС-110» с приемником А-4 Муромского завода. Это шестиламповый супергетеродин с кнопочным переключателем трех диапазонов: длинные волны 770-1760 м (170-390 кГц), средние 220-520 м (580-1650 кГц) и короткие — 19, 31 и 49 м (от 15,25 до 6,25 мГц). Позже приемник А-4 ставили и на автомобили «ЗИМ» (ГАЗ-12) — это тоже была спецмашина, но для чиновников не столь высокого ранга. Зато модификация для «ЗИМ»ов умела плавно изменять цвет подсветки шкалы при регулировке тембра от красного до зеленого. Элегантная и тоже редкая вещь. Потом на этих же авто стали устанавливать приемники А-5, отличавшиеся лишь оформлением ручек и кнопок и несущественными сдвигами в диапазонах.

Модель «А-5» сменил приемник «А-8» — он был конструктивно проще, но работал только на средних и длинных волнах, короткого диапазона у него не было. В комплекте с тюнером был динамик 3ГД-4, который монтировали на панель приборов. Горизонтальное расположение ламп в этой модели позволило значительно уменьшить габариты приемника, да и сгоревшие лампы менять было проще. Радиоприемники «А-8» работали на токе высокого напряжения, которое обеспечивал блок питания ВП-8. Его «начинка» — повышающий трансформатор, выпрямитель — кенотрон 6Ц4П, прерыватель — вибратор ВА-12,8 и система фильтров для подавления помех. Для тех любителей автомотостарины, кто задумал реанимировать «Победу», заметим — это ее родной приемник.

А когда пошли в серию первые «Волги», «А-8» модернизировали. Следующей модели «А-12» в те годы не было равных. У приемника остались те же два диапазона, зато он умел делать то, что в те годы казалось почти фантастикой — запоминал три станции. Фиксированная настройка осуществлялась так: надо было выбрать диапазон, настроиться, оттянуть на себя одну из клавиш, а затем плавно нажать ее до отказа. При следующем нажатии на эту клавишу приемник включал выбранную радиостанцию.

И, наконец, модель «А-13», которой комплектовали правительственные «Чайки», принимала станции, вещающие на средних и коротких волнах. Длинноволновыми конструкторы пренебрегли, зато у «А-13» появился УКВ-диапазон — 4,65 — 4,1 м (64,5-73 мГц). Кроме плавной ручной настройки «А-13» мог настраиваться и автоматически. Автонастройка работала в двух режимах: при включении минимальной чувствительности приемник настраивался только на местные радиостанции, при максимальной принимал все станции вне зависимости от качества сигнала. Сегодня эта функция встречается только в дорогих магнитолах.

К этой модели можно было подключать два динамика — звук стал объемным. Кстати, регулировать громкость звучания мог и водитель, и пассажир — в подлокотник сиденья был встроен микшер. Впервые в электросхеме всего комплекта появились полупродниковые схемы и релейные развязки. Чудом по тем временам была и телескопическая антенна для «А-13», которая поднималась и опускалась при помощи электромотора.

Вряд ли надо доказывать, что врезанная в панель приборов заново родившегося «ЗИМ»а или «Волги» современная магнитола разрушает стилистику «хот-родов». А ведь усовершенствовать родную магнитолу этих авто не так уж и сложно. Любой из перечисленных выше радиоприемников можно оснастить современным CD-чейнжером, выходом на усилители, дополнить тюнер УКВ- и FM-диапазонами. Он может служить головным устройством в любой, даже очень сложной акустической системе. Учитывая, что за создание «хот-рода» заказчик платит не менее 50 тысяч долларов, лишние три-четыре сотни, потраченные на усовершенствование старинного приемника — не бог весть какие расходы. Зато машина получится по-настоящему стильная.

SpyLOG
Турбонаддув. "Девятка" 5 секунд до сотни!
Hosted by uCoz