Самая полная информация по этой теме на: www.tzr.ru
НОВОСТИ
АВТОМОБИЛИ
АКСЕССУАРЫ
СИГНАЛИЗАЦИИ
БЛОКИРАТОРЫ
МУЗЫКА
АВТОСЕРВИС
НАШИ ТЕСТЫ
СПОРТ
ТЮНИНГ
О ЖУРНАЛЕ
ЮМОР
НАША ТОЧКА ЗРЕНИЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ
АРХИВ НОМЕРОВ
Электроника для дома
Обои на рабочий стол
Летающие автомобили. Фантастика или реальность?
У каждого поколения — свои киногерои. У молодежи шестидесятых одним из них был Фантомас — неуловимый преступник, издевавшийся над полицией. Неуловимый, кстати, и потому, что в критический момент его автомобиль выдвигал крылья и взмывал в небо. Уже тогда в центре многих крупных городов пешеходы двигались быстрее машин, и чудо кинотехники очень импонировало автомобилистам. Впрочем, фантастические идеи всегда порождены весьма прозаическими проблемами. Сейчас эти проблемы обострились до крайности, пробки стали глобальной бедой, а вопрос: «Где моя летающая тачка?» — настолько популярен среди американских тинейджеров, что аэрокосмическое агентство США (НАСА) объявило конкурс среди учащихся на лучший дизайн крылатой машины — пусть подростки почувствуют свою сопричастность к рождению техники завтрашнего дня.

Руководитель исследовательских работ в НАСА Деннис Бушнелл убеждён, что создание летающего автомобиля не только возможно, но и неизбежно, поскольку для этого есть три предпосылки — потребности людей, энтузиазм разработчиков и технологические возможности. Вкратце о первой. Бушнелл читает лекции о летающих автомобилях уже полтора десятилетия и после каждой ему задают вопрос — где их можно купить. Чуть подробнее — о второй. В США созданием персональных летательных аппаратов занимаются множество энтузиастов-одиночек и конструкторских групп. Над подобными проектами трудятся в НАСА, армия и флот тоже проявляют к ним интерес.

Теперь о технологических возможностях. Благодаря современным компактным компьютерам, глобальной системе позиционирования и другим навигационным технологиям, а также системам предотвращения столкновений, теоретически уже можно построить автомобиль-самолёт, управлять которым под контролем с земли будут автономные бортовые системы. Владельцу не надо обучаться пилотированию в воздухе — достаточно сесть в кресло и выбрать маршрут. Правда, нынешние системы не могут справиться с «пустячком» — они не в состоянии самостоятельно осуществить посадку и взлёт, так что над этим еще надо основательно поработать.

Отправной точкой для создания нового механизма воздушного транспортирования могла бы стать система для малой авиации (Small Aircraft Transportation System — SATS) — совместный проект НАСА и ФАА — Федерального управления авиации. Разработчики предполагают, что SATS будет готова к эксплуатации до 2015 года, но если в ней будут только самолёты, вряд ли она окажется жизнеспособной. Сомнительно, что найдётся много желающих купить и содержать небольшой воздушный корабль. А если таковые отыщутся, им всё равно придётся использовать автомобили, чтобы добраться до дома или аэропорта — едва ли это решит проблему с теми же пробками.

Строители летающих машин утверждают, что идеальное решение — это как раз авиамобиль, не привязанный ни к каким аэропортам, поскольку может взлетать и садиться почти в любом месте. Бушнелл соглашается: «В конечном счёте, программа SATS так и должна работать», — но замечает, что созданию инфраструктуры для летающих автомобилей будет предшествовать сложный, переходный от самолётов период.

Разумеется, никакой речи об инфраструктуре и быть не может, пока на рынке нет ни одного действительно летающего авто. Но, по словам создателей, они могут стать доступными в не слишком отдалённом будущем. Один из них — Пол Моллер — уже собирается получить лицензию ФАА на свою модель стоимостью миллион долларов. Компания намерена представить её на рынке в середине 2006 года. Постепенно цена снизится до 40-60 тысяч долларов, что сопоставимо со стоимостью роскошного автомобиля. Правда, у машины Моллера есть существенный недостаток — изобретатель считает излишними поездки по земле, если это не два-три километра, так что это скорее самолёт, чем автомобиль.

А стать по-настоящему массовым транспортом летающие машины могут, если одинаково эффективно покажут себя и на земле, и в воздухе. Именно такой концепции пытается придерживаться компания Roadable Aircraft International (RAI). Их машина, построенная по принципу «винт в кольце», должна по земле ехать со скоростью до 135 км/час, а лететь в воздухе со скоростью около 400 км/час. Компания уже испытала два опытных образца и теперь работает над моделью для получения лицензии ФАА. Как только легализация завершится — а в RIA надеются, что случится это к концу 2006 года — компания будет продавать своё транспортное средство по цене 300-400 тысяч долларов. Еще раньше, к концу будущего года, планируется выпустить на рынок версию без двигателей, зато «всего» за 100 тысяч. Кому нужна машина без мотора, непонятно. Возможно, появление «скелета» должно подхлестнуть коллективный разум разработчиков.

Конечно, есть и скептики, не верящие в возможность появления гибрида самолет-автомобиль. Директор Международного центра воздушного транспортирования при Массачусетском технологическом институте Джон Хансман считает, что разработать летающий автомобиль крайне трудно. «Вы можете спроектировать хороший самолёт, а можете — хороший автомобиль. Когда вы пробуете совместить их в одной машине, то неизбежно идёте где-нибудь на компромисс, так что в итоге получаете неоптимальный автомобиль и неоптимальный самолёт». Хансман считает, что перспективы есть как раз у маленьких самолётов, которые могут взлетать, скажем, с плоских крыш больших зданий. Системы вертикального взлёта и посадки в военной авиации хорошо отработаны, адаптировать их к бытовым машинам сравнительно нетрудно. Но, конечно, снова возникает вопрос: кто позволит этим самолётам «толпами» летать над городами? Сомневаясь в том, что в ближайшее время миллионы американцев поднимутся в воздух на собственных летающих машинах, Хансман тем не менее не склонен категорически отрицать такую возможность в долгосрочной перспективе.

По материалам сайта www.membrana.ru
SpyLOG
Турбонаддув. "Девятка" 5 секунд до сотни!
Hosted by uCoz