Самая полная информация по этой теме на: www.tzr.ru
НОВОСТИ
АВТОМОБИЛИ
АКСЕССУАРЫ
СИГНАЛИЗАЦИИ
БЛОКИРАТОРЫ
МУЗЫКА
АВТОСЕРВИС
НАШИ ТЕСТЫ
СПОРТ
ТЮНИНГ
О ЖУРНАЛЕ
ЮМОР
НАША ТОЧКА ЗРЕНИЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ
АРХИВ НОМЕРОВ
Электроника для дома
Обои на рабочий стол
Солнечный свет в 35 Вт

Так неожиданно перефразировал известную поговорку один из наших читателей. Увидев в магазине лампочки на 90 ватт с синими колпачками, он решил купить их, тем более, что стоил комплект всего 300 рублей. А человеку всегда нравился голубоватый свет фар у дорогих иномарок. Что было потом, пусть лучше расскажет сам незадачливый покупатель. «На следующий день ранним дождливым утром я выехал на работу, включил фары и сразу расстроился — на мокром асфальте не было световых пятен. Ладно, думаю, чек сохранил, верну в магазин перегоревшие лампочки. Но когда вышел из машины, то увидел — фары горят. А на дороге световых пятен как не было, так и нет. Снова поставил свои старые шестидесятиваттные лампочки, и пятна сразу появились. Что за чудеса?”

...Осень, грязь, темень. На пороге зима с её коротким световым периодом. Ездить при плохой видимости трудно, и не удивительно, что в почте редакции появляется все больше писем, посвященных автомобильным фарам. В сегодняшнем обзоре мы постараемся ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы.

Итак, почему лампочки мощностью 90 ватт с синим фильтром освещают дорогу хуже, чем обычные шестидесятиваттные? Вопрос весьма актуальный — сейчас многие ставят в фары отечественных машин лампы, которые светят синим светом. Наивные автолюбители считают: если производители оснащают дорогие иномарки ксеноновыми фарами с голубоватым светом, значит, такой оттенок лучше. А мы добьемся того же эффекта синим светофильтром — будет дёшево и сердито. Как говорится, куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.

Нет, того же эффекта вы не добьетесь. И вот почему — в ксеноновых лампах свет излучает не раскалённая спираль, а электрический разряд, возникающий в среде инертного газа, — потому-то они и называются газоразрядными. Спектр такого излучения очень близок к спектру солнечного света. В сущности, это белый свет, а голубоватым он кажется нам лишь по контрасту с обычными лампами накаливания, спектр которых сдвинут в сторону желтого. Вспомните, как резко отличается свет в помещениях с люминесцентными светильниками от освещения в комнатах, где горят обычные лампы. Кстати, раньше люминесцентные светильники называли лампами дневного света.

Эффективность светового пучка многих ксеноновых фар обеспечивает еще и FF-технология (от слов Freiflachen-Reflektor — рефлектор свободной формы). Просчитанная на компьютере поверхность такого рефлектора поделена на отдельные сегменты, каждый из которых отвечает за определенную часть освещаемого пространства. В результате свет от лампы распределяется целенаправленно, что позволяет добиться максимальной дальности освещения, не ослепляя при этом водителей встречных машин. Газоразрядная лампа обеспречивает интенсивный световой поток, а мощность её — всего 35 ватт, почти вдвое меньше, чем у штатных ламп отечественных автомобилей.

Что же получается, если имитировать белое излучение газоразрядных ламп, подсинив фильтром желтоватый свет обыкновенных «галогенок»? Синий свет снижает контрастность, и если в лучах штатных ламп открытый колодец, бордюр или выбоину в асфальте можно разглядеть с довольно большого расстояния, то с цветными фарами вы увидите препятствие, когда маневрировать будет уже поздно. Так что это пижонство вовсе не безобидно — ездить с оснащенными фильтрами лампами в мокрую погоду просто опасно.

Тут уместно напомнить читателям о так называемом «женевском соглашении”, на котором был принят свод правил безопасной эксплуатации автомобиля. Треть этих правил относится к приборам освещения — уже само это соотношение говорит, насколько сильно зависит безопасность от светотехнических приборов. Между прочим, мода на разноцветные фары охватила не только Россию, но и некоторые европейские страны. Разработчики женевских правил, естественно, не могли этого предвидеть и, к сожалению, цвет света фар не регламентировали. Сейчас в Женеве рассматривается вопрос о запрещении цветных фильтров на осветительных приборах. Когда это случится, когда дойдет до нас, сказать трудно. Пока в России на техосмотрах в ГИБДД проверяют только правильность регулировки фар — мощностью и цветом лампочек инспекция не интересуется. Поэтому нам остается лишь взывать к здравому смыслу водителей.

Газоразрядные автомобильные лампы уже появились в наших автомагазинах, однако не советуем заменять ими штатные лампы. После замены световые параметры фар не будут соответствовать никаким нормативам, станут источником сильнейшего ослепления на дороге, поскольку в ваших фарах наверняка нет автоматического корректора.

Дело в том, что в «женевских правилах» есть пункт об обязательном применении автоматической системы регулировки, которая корректирует угол наклона светового пучка газоразрядных фар на постоянной скорости, при ускорении и торможении автомобиля. И если уж вам так хочется оснастить свою машину газоразрядными лампами, побеспокойтесь и о приобретении корректора. В России производство электромеханического корректора, который можно использовать как для ручной, так и для автоматической регулировки фар, освоило АО «Аксион», дочернее предприятие АО «Ижевский мотозавод».

Чтобы завершить эту тему, напомним читателям, что в продаже есть не только газоразрядные, но и галогеновые лампы с измененным спектром, близким к солнечному. Их выпускают такие известные компании, как Philips, Bosch. Конечно, по эффективности светового потока они уступают ксеноновым, но превосходят обычные «галогенки». Например, Philips выпускает лампы типа Blue Vision, которые бывают трех типов H4 12V – 60/55W, H1 12V – 55W и H7 12V – 55W. Эти лампы соответствуют европейским стандартам.

В почте немало вопросов, касающихся оснащения машин дополнительными фарами. Некоторые водители комплектуют их лампочками, которые для таких приборов не годятся, и тем самым создают проблемы и себе, и другим водителям. Наш совет — определитесь, ради чего вы покупаете дополнительные фары. Если вам просто хочется украсить новый автомобиль — это, в конце концов, дело вкуса. Если же вы преследуете практические цели, поинтересуйтесь у продавца, для каких погодных условий предназначены приглянувшиеся вам фары, в каких местах их можно устанавливать, есть ли на них сертификат соответствия. Дело в том, что у несертифицированных световых приборов отражатель может оказаться неправильной формы, и пользоваться фарами вы не сможете – как их не регулируй, они все равно будут слепить встречных водителей.

Но даже если «противотуманки» куплены в приличном магазине и на них есть сертификат, их надо правильно установить и отрегулировать. В некоторых фарах стоят лампы повышенной мощности — их можно устанавливать только на крыше внедорожников. И уж совсем не годятся в качестве дополнительных фар прожекторы. Устанавливают их, простите за грубость, только хамы, откровенно пренебрегающие удобствами других водителей, или идиоты, не дорожащие собственной жизнью. Ведь водитель встречной машины, ослепленный прямым и мощным пучком света, бьющим чуть ли не на полкилометра, вполне может врезаться лоб в лоб с машиной неумного «рационализатора». Прожекторы допустимы только при движении по пустынной ночной трассе, когда нет встречных машин.

Некоторые читатели упрекают нашу светотехническую промышленность в том, что она безнадежно отстает и не намерена перестраиваться — верное свидетельство тому фары, которыми комплектуются отечественные машины. Это, дескать, каменный век. Ну, не совсем каменный, однако упрек справедлив. Электрические лампы накаливания стали применяться с 1908 года, а в 1919 году немецкая фирма Bosch применила в фаре двухнитевую лампу накаливания. Нить ближнего света расположена не в фокусе отражателя и поэтому не ослепляет водителей встречных машин, а нить дальнего — в фокусе. Когда она загорается, фара превращается в мощный прожектор. Примерно на уровне этого, заметим, прогрессивного для начала XX века технического решения и застыла наша светотехника

Но в 90-е годы произошел качественный скачок в эволюции фар. Оформились два новых типа светооптической схемы: “прожекторная со свободной поверхностью” (FF — freie fleche) и “проекторная” (DE — dreiaxige ellipsoid). В фаре FF световой пучок формирует только отражатель сложной формы — рассеиватель выполняет лишь защитные функции. Фары FF обычно используют для формирования пучка ближнего света. В фаре дальнего света DE световой пучок формирует оптическая система из отражателя, диафрагмы и толстой сферической либо эллиптической линзы. Маленький (до 40 мм) диаметр выходного светового отверстия фары позволяет без особого труда встраивать её в передний световой блок, хотя в длину она занимает достаточно много места (её минимальный размер без корпуса — 150 мм).

Такие известные фирмы, как Hella, Bosch, Valeo, Magnet и другие производят передние световые блоки, в которых сгруппированы фары FF и DE. Справедлвости ради отметим, что наша промышленность тоже начинает осваивать их — фирма Bosch организовала в Рязани совместное производство как традиционных, так и самых современных фар на базе схем FF и DE. Традиционными комплектуются автомобили ГАЗ-3110, 3302, ЗИЛ-5301, «Москвич»-2141, ВАЗ-2110, 2115 и их модификации. Современные фары DE и FF поставляются пока лишь для ВАЗ-2123 и его модификаций. Фирма Hella совместно с ОАО “ОСВАР” (г. Вязники) производит передние блок-фары и противотуманные фары для ГАЗ-3111.

Один из читателей, видимо, профессионал, интересуется, какими будут осветительные системы следующего поколения. Вопрос не очень вписывается в прагматический характер нашего обзора, но все же вкратце ответим. В рамках проекта Eureka projekt 1403 ведущие светотехнические фирмы создают многофункциональные системы переднего освещения, у которых будет обширный набор разных режимов. Это, во-первых, городской свет, освещающий дорогу во всю ширину, правую и частично левую обочины. Далее — загородный свет, позволяющий видеть на поворотах большой по длине участок дороги во всю ширину, частично левую обочину и очень хорошо правую обочину вдоль всего поворота. Предусмотрен режим освещения на закруглениях и перекрестках, позволяющий видеть продолжения дорог вперед и в обе стороны, свет для автотрасс, освещающий свою полосу движения на большое расстояние, всю правую обочину, расположенные на ней знаки, как низкие, так и высокие, и на 3/4 попутную полосу движения. И, конечно, режим для неблагоприятной погоды — с очень широким световым пучком, который освещает всю дорогу и знаки на обочинах, но при этом не создает сплошной пелены рассеянного света перед глазами водителя. Мечта!
SpyLOG
Турбонаддув. "Девятка" 5 секунд до сотни!
Hosted by uCoz